Серьезные перемены ждут систему начального профессионального образования. Бывшие федеральные образовательные «кузницы кадров» переходят под крыло областного управления образования. Депутаты областной Думы приняли необходимые правовые акты, касающиеся учреждений начального профобразования. В первую очередь, речь в этих нормативных документах идет о финансировании, о мерах социальной защиты учащихся и преподавателей. Мера оказалась весьма своевременной – при отсутствии нормативной базы все эти учреждения могли бы оказаться под угрозой закрытия.
Важное нововведение – возможность влиять на набор учащихся с учетом потребности областного рынка. Сегодня, к примеру, поваров и кассиров выпускается в два раза больше, чем надо. А токарей – в три раза меньше. Этот перекос уже привел к кадровому голоду крупных предприятий области. Большинство из них постепенно освобождается от пут экономического кризиса, начинает развивать производство, проводить реконструкцию цехов и модернизацию основных фондов. На рабочих местах им нужны грамотные ребята, умеющие управлять станками с ЧПУ, с электроникой. По словам начальника главного управления образования Якова Львовича, выпускникам учреждений начального образования до сих пор в основном присваивают низкие квалификационные разряды. Заводам приходилось тратить время и деньги на их доучивание – «за спинами профессионалов». Рыночная практика заставляет и обучать, и спрашивать с учеников по полной программе еще в училищах. Но при этом должно не уходить обязательное – образование по программе средней школы, воспитание достойных граждан страны, возможность дать профессию сиротам.
Обучить не только азам, но и премудростям профессии можно только при современной материальной базе училищ. В мастерских для подрастающих токарей и фрезеровщиков должны стоять не допотопные станки двадцатилетней давности, а агрегаты последнего поколения. Стоимость их, как известно, достаточно высока, и у главного управления нет возможности обновить машинный парк всем и сразу. Решено пойти по пути укрупнения училищ и укрепления их материальной базы. Учащиеся могут обучаться в разных зданиях и даже районах одного города, важно, что процесс пойдет по одному плану, а практиковаться подростки будут в хорошо оснащенных мастерских. Таким образом, вкладывая деньги в станки и механизмы, главное управление образования на самом деле вложит их в подростков. Выпускник училища станет получать не второй, а третий, четвертый разряд, и отношение на заводе встретит более уважительное.
Изменения в коснутся также и системы финансирования общего среднего образования. Дело в том, что с нынешнего года установлено подушевое финансирование школ. Иными словами, деньги пойдут за учениками, и задача управленцев – точно высчитать нагрузку на педагогов с учетом нормы и типа образовательных учреждений – школ, лицеев, гимназий. Средства пойдут не только из областной казны – муниципальные содержать придется районным администрациям, и при этом тоже ни в чем не ущемлять ни детей, ни педагогов.
Финансовая свобода директоров школ, на первый взгляд, даст наконец-то им свободно дышать – опытному руководителю не составит труда правильно распределить причитающиеся деньги, выделяя главное. А неопытному? Придется, видимо, прежде всего, учиться на своих и чужих ошибках. Родители школьников всерьез опасаются, что многие директора пойдут по пути наименьшего сопротивления – сократят ставки психологов, социальных работников, кружковую работу. При нынешнем разгуле преступности и наркомании это было бы крайне нежелательным.
О следующем новшестве, которое тоже вводится с 2005 года, учителя мечтали давно – о равных стартовых возможностях первоклашек. Трудно держать интерес на уроке десяток-другой малышей, если часть из них прекрасно читает и умеет складывать простые числа, а другие впервые знакомятся с алфавитом и счетом. Подтягивать детей в малышовом возрасте до равного уровня развития помогут не только в детских садах, но различных подготовительных группах при школах. В последнее время организованных дошколят мало – до 48 процентов. Следовательно, один год предшкольного обучения будет для оставшихся вне детского сада обязательным.
С учетом этого дополнительного периода обучения школьный процесс получит право считаться двенадцатилетним. По словам Я.Львовича, это преобразование необходимо, чтобы удовлетворить те требования, которые предъявляются к современному образованию.
Дело еще и в том, что в школах начнется повсеместная предпрофильная подготовка девятиклассников и полномасштабная профильная – для учеников 10-11 классов. На первый этап отведут сто ученических часов. Класс подростков-девятиклассников разделят на подгруппы и станут преподавать азы профессий, а в случае, если в параллели несколько классов, то придется создавать межклассовую подготовку. Программа для старшеклассников подразумевает более разумный выбор профессии и освоение основ в пределах, достаточных для самостоятельной работы. После школы многие постараются поступить учиться дальше, но опыт показывает, что чаще кормит и первая профессия.
Итоговая государственная аттестация придется, как и раньше, на девятый и выпускной классы. В области и в 2005 году продолжится отработка эксперимента с Единым государственным экзаменом, но с той разницей, что по обязательному предмету – математике – будет разрешено по желанию учеников сдавать экзамен и в привычном порядке, по-старому.
В последние годы сформировалось недовольство педагогов, выпускников и их родителей системой оценок претендентам на «золотую» медаль. Объективности ради, отныне экзамены эти юноши и девушки будут сдавать в отдельном пункте, результаты проверят не свои учителя, а специальная комиссия, состоящая из педагогов других школ.