- Леонид, вы ушли с НТВ 1 июня, в декабре стали главным редактором журнала "Русский Ньюсуик". Однако вы полностью не ушли с телевидения. Что для вас работа на ТВ - привычка, наркотик, обязательства перед зрителем?
- Все-таки с НТВ я не ушел - меня уволили. И ни на один другой канал (а поначалу звали даже на два) в конце концов на работу принять не смогли. Так что я штатного сотрудничества с телевидением лишен и на Первом канале я - рабкор (рабочий корреспондент). Мы с Константином Эрнстом вспомнили именно это забытое советское понятие. Что для меня работа на ТВ? Это мое ремесло.
- Вместе с писателем Борисом Акуниным вы сняли фильм-предисловие в кинопремьере "Турецкого гамбита". Почему взялись за эту работу?
- Все очень просто: без предисловия многие не поймут, что за война в "Турецком гамбите" (речь о Русско-турецкой войне 1877 года. - Ред.). Эрнст меня попросил что-то сделать, поскольку я раньше занимался историческим популяризаторством. Я предложил снять поездку Акунина и мою по маршруту русского похода: через Болгарию до Стамбула. Косте понравилось, Григорий Шалвович согласился. Ну, и поехали.
- Если можно, немного подробнее об этом фильме. Что увидит зритель?
- Должен получиться некий конспект военных действий и детективного сюжета. Подразумевается, что за первое отвечаю я, за второе - Акунин. Мы переправлялись на лодке через Дунай (грёб я), а потом ехали на машине (вел Григорий Шалвович). Переходили Балканский хребет, обошли поля основных сражений, обсуждая, что было, а что - домыслено в детективе, поскольку нескольким действительно странным событиям той войны исторических объяснений нет.
- Акунин высказал свое мнение о работе с вами, когда недавно был в гостях у "РГ". Суть его слов, что это была даже не работа, а удовольствие от хорошего общения и поездки. А как вам работалось с Акуниным? Что запомнилось во время работы больше всего?
- И мне запомнилось как приятная поездка. Но мне потом еще тексты писать, монтировать и озвучивать.
- На Первом канале в последнее время вышло два ваших фильма. Оба были восприняты неоднозначно. Первый фильм "О мир, ты спорт!" вышел через два месяца после Олимпиады, когда уже были известны итоги и пережиты основные эмоции, поэтому смотрелся несвоевременно. Второй фильм "Частный Рубенс за 100 миллионов" некоторые коллеги назвали расширенным сюжетом "Намедни". Ваше отношение к этим работам - довольны ли вы ими?
- Для меня, повторю, это работа. Из-за Беслана Олимпиада отодвинулась из сознания аудитории, прошло, правда, не два месяца, а полтора, а фильм нужен был видовой. Про картину Рубенса я снимал расследование и рад, что сумел найти ключевого свидетеля событий. Будь у меня на ТВ постоянная работа, а фильмы появлялись бы время от времени - как было всегда, - возникало бы меньше вопросов. А то на эти работы смотрят как на какие-то многозначительные эфирные жесты.
- Вы сейчас снимаете документальный исторический сериал - российско-украинский проект, приуроченный к 150-летию Крымской войны. Известно, что уже отснята часть материала, в частности, с Владимиром Познером, который был консультантом. Что еще можно сказать об этом проекте?
- Владимир Владимирович подсказал некоторые детали про стихотворение Теннисона о Балаклавском сражении. Я пообещал написать в титрах "поэтический консультант - Владимир Познер". Основные русские юбилейные торжества будут в начале сентября, когда исполнится 150 лет окончания обороны Севастополя. Тогда и должен выйти фильм, он четырехсерийный. А до сих пор мы снимали в Крыму то, что относится к английским и французским датам. Еще будут съемки в Лондоне, Париже, Петербурге и снова в Крыму - весной. Украинским партнером предполагается канал "1+1", я очень признателен Александру Роднянскому, который поддержал нашу работу минувшей осенью.
- Когда вас назначили главным редактором журнала, вы, комментируя мне ваше назначение, сказали, что программа "Намедни" была попыткой сделать телевизионный "Ньюсуик". Проработав на этой должности почти два месяца, можете назвать сегодняшний "Русский Ньюсуик" печатным вариантом "Намедни"?
- Нет, конечно. Не надо понимать такие формулировки буквально. Есть общие принципы: интересно рассказывать о разном. Причем уметь занятно снять или написать про то, про что другие делают скучно - про политику, например. И сделать серьезный материал - ну, про поп-музыку. Ведь если певца Серегу с его "Черным бумером" слушают миллионы людей - это серьезно.
- Вы собрали сильную журналистскую команду не только в "Намедни", но и вообще на НТВ (достаточно вспомнить, как вы привели на канал Асет Вацуеву, Елену Хангу и других). Не жалеете, что не работаете с ними? И продолжит ли работу с вами команда в журнале?
- Нет, я никого с телевидения в журнал не звал и не зову. А что не работаю с друзьями-коллегами - жаль, конечно. Дай бог, еще поработаем вместе.
- Вам недавно исполнилось 45 лет. Как праздновали? Кто из друзей - энтэвэшников пришел поздравить? Что было особенно ценным в этот день?
- Обычно праздновал - застольем. И Асет и Лена Ханга - были. И Пивоваров, и Лошак, и Хреков, и Такменев - вы же их имеете в виду, говоря о друзьях-энтэвэшниках. Ну, неужели бы я их не позвал, а они неужели бы не пришли? Не до такой степени все изменилось.