Героини Любови Соколовой - не экранные заоблачные дивы, а в основном узнаваемые, знакомые, словно "из соседнего подъезда", для многих и многих людей. Соколова умела объемно передать многогранность, сложность "обыкновенной" женщины, причем зачастую - в небольшом эпизоде. И дело здесь, наверное, не только в пресловутом "актерском мастерстве". Большую помощь в работе актрисе оказал тот самый жизненный опыт, которого люди военного времени получили во много раз больше обычной дозы...
Любовь Соколова родилась в 1921 году в городе Иваново-Вознесенске. Окончив школу, она отправилась в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена, чтобы по окончании вуза учить детишек русскому языку и литературе. Но не пришлось: уж очень захотелось красивой девушке из провинции стать актрисой. К тому же и случай появился подходящий: при "Ленфильме" открывалась актерская школа. Однако желающих учиться в мастерской знаменитого режиссера Сергея Герасимова было предостаточно, в итоге из 323 человек отобрали всего тридцать, среди которых оказалась и Любовь Соколова. За год до войны актриса вышла замуж за Георгия Ивановича Араповского. Безмятежная учеба, беззаботное счастье с любимым мужем закончились с началом войны. Чтобы заработать блокадный паек - 250 граммов хлеба в день, Соколова пошла работать на завод: обрабатывала детали к самолетам. Ее муж в 1942 году умер от голода. Позднее Любовь Сергеевна скажет: "Слишком много я насмотрелась в блокаду и узнала, что человеческая жизнь не стоит даже кусочка хлеба..." Чудом уцелев, Соколова эвакуировалась из блокадного Ленинграда. В 1943 году поступила на второй курс ВГИКа, который тогда был в эвакуации, в Алма-Ате.
В 1947 году актриса дебютировала в кино, сыграв медсестру Варвару в картине Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке". В 1951 году Любовь Соколова оказалась в Германии, в Группе советских войск. Вместе с другими актерами она пять лет ездила по стране, играя в спектаклях для советских военных. После возвращения в Москву предложения сниматься посыпались одно за другим. В итоге Соколова снялась в таких фильмах, как "Хождение по мукам", "Тихий Дон", "Ночной гость", "Фома Гордеев", "Тревожная ночь". Во время съемок картины "Хмурое утро" Любовь Сергеевна познакомилась с Георгием Данелия. Начинающий режиссер стал серьезно ухаживать за красавицей актрисой. Тяжело пережив смерть мужа, она боялась снова позволить себе серьезные чувства и отношения, но все-таки поддалась чарам Данелия и ответила ему взаимностью.
На какое-то время главными в жизни Любови Сергеевны стали две роли - жены и матери: в 1959 году у Данелия и Соколовой родился сын Николай. Когда мальчик подрос, актриса вновь вернулась к активной съемочной жизни. Среди ее известных работ - роли в картинах "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Синяя тетрадь", "Рабочий поселок", "Доживем до понедельника", "Гори, гори, моя звезда", "Преступление и наказание", "Джентльмены удачи", "Месяц август", "Печки-лавочки", "Два капитана", "Вам и не снилось", "Не стреляйте в белых лебедей", "Жизнь Клима Самгина", "Курочка Ряба" - список можно продолжать и продолжать. Кстати, актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей - просто не принимала таких людей, хотела, чтобы зрители безоговорочно верили ей и ее героиням.
С Георгием Данелия Любовь Соколова прожили двадцать шесть лет. Жизнь с этим увлекающимся человеком была не из легких. Как говорила актриса, глава семьи мог на несколько дней уйти из дома, а его роман с писательницей Викторией Токаревой, по словам Соколовой, был на устах у всей Москвы. Затем он ушел к другой женщине, а через три года умер сын актрисы - Николай. Но она не сломалась, не потеряла той внутренней теплоты, которая всегда отличает всех ее героинь. До конца своей жизни Любовь Соколова продолжала сниматься в кино, в телепередачах, работать на радио, участвовала во всевозможных концертах, встречалась со зрителями и даже снялась в клипе Михаила Шафутинского. Она не боялась никакой творческой работы, ее интересовало все.
Если в титрах фильма мы видим, что в картине снялась Любовь Соколова, - это определенный знак качества. Причем качества - человеческого, когда можно быть уверенным, что ты не увидишь беспросветную "чернуху"... В одном из последних своих интервью актриса сказала: "Кого только не довелось мне играть - русских купчих и донских казачек - разные судьбы, характеры, но все они были в большинстве своем любящие матери и верные жены. Вот за их добрые дела и благодарят меня зрители". (Смотрите в субботу, 26 февраля, в 16.00 на канале Россия фильм "Белорусский вокзал" с участием Любови Соколовой.)