У кого нет личного автомобиля, тот ездит в электричке. Таких пока большинство. Девять столичных вокзалов отправляют и принимают по миллиону пассажиров в сутки - по статистике, это каждый третий пассажир в России. Чувствуют ли они себя в безопасности? Ответ скорее отрицательный.
Большинство преступлений в электричках совершается в вечернее и ночное время, когда вагоны полупусты или пустуют вовсе. В таких случаях жертве рассчитывать не на кого. Можно, конечно, нажать спасительную кнопку "милиция", но прок от этого небольшой, это лишь связь с машинистом. Пока он вызовет наряд на одной из ближайших станций, вас разденут, ограбят и поглумятся...
По линии Московского УВД на железнодорожном транспорте в прошлом году число зарегистрированных преступлений подбирается к восьми тысячам, в том числе тяжких и особо тяжких. Особенно милиционеров волнуют убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения.
Криминальная милиция выловила на железной дороге более трех тысяч уголовников, находившихся в розыске.
Взрывы в поездах показали уязвимость этого транспорта для террористов. Донимают и телефонные хулиганы. 264 анонимных звонка о заложенных бомбах оказались, к счастью, ложными.
Одна лишь особа по имени Елена Быстрова в течение суток 16 раз поднимала на ноги милицию и спецслужбы, угрожая взрывом на Курском вокзале. Когда ее поймали, объяснила, что хочет в тюрьму и выбрала самое "безобидное" преступление. Суд пошел ей навстречу, приговорив к двум годам лишения свободы.
Начальник Московского УВД на железнодорожном транспорте генерал Андрей Алексеев рассказывает о том, что при скудном финансировании удалось тем не менее многое сделать по реконструкции базы дежурных частей на Белорусском, Курском, Павелецком, Ленинградском и Киевском вокзалах.
Бывают ли серьезные происшествия? "Приезжайте в день футбольного матча", - советует сержант. Фанаты громят вагоны, избивают всех подряд, кто не стар. Фанаты "противника" устраивают засады, закидывая вагоны градом камней и бутылок.
Насколько надежно в итоге обеспечивается безопасность? Судите сами: два человека на этой ветке и два на белорусской, а поезда - через каждые полчаса. Физически невозможно быть во всех составах. Профиль преступности постоянно меняется. В прошлом году резко выросли грабежи в вагонах.
Жертвы хулиганья редко обращаются, а зря, хулиганов рано или поздно поймали бы. Ловили с наркотиками, с поддельными документами, тех, кто разорял пустые вагоны, чтобы продать металл. 54 человека попали под поезд, переходили пути...
Всего за год сопровождено 342 тысячи пригородных поездов, привлечено почти полмиллиона нарушителей. Что говорить, труд у транспортной милиции важный, но и тяжелый.
Их успехи - это наша безопасность. В Московском УВДТ несут службу шесть тысяч сотрудников, но кадровая проблема очень остра.
По мнению генерала Алексеева, крайне низкая зарплата, установленная для транспортников, затрудняет приток молодых кадров - таких, за которых не пришлось бы краснеть. Готовые пополнить ряды милиции есть, да не всех можно брать. Приходят и судимые, и наркоманы, и пьяницы.
Порядок на железной дороге, говорит генерал, поддерживается в основном благодаря энтузиазму и чувству долга честных милиционеров, которые, несмотря ни на что, защищают нас от преступников.