Новые перехватывающие парковки обречены на непопулярность
Как стало известно "РГ", проектировщики готовят на суд московского правительства новые варианты "запасных аэродромов". К сожалению, как показало расследование "РГ", и они вряд ли удовлетворят автомобилистов. Если в будний день присмотреться к тихим улочкам и дворам домов вокруг ближайших к МКАД станций метро, то невозможно не заметить, как плотно они заполнены автомобилями. Принадлежат они жителям Бутова, Братеева, Митина, Троицка или Люберец и других спальных районов Москвы и городов Подмосковья. Это как раз те люди, которые не хотят сидеть в "пробках" при передвижении по столице, а предпочитают оставить машину и пересесть на метро. Причем делают они это не по указке сверху, а сугубо по доброй воле. Но, в сущности, это и есть те самые перехватывающие стоянки, о которых мечтают власти, но только стихийные. Судя по тому, как много их в самых разных концах Москвы, именно на них у горожан самый большой спрос.
Пока же город решает, как подступиться к решению проблемы, автомобилисты выкручиваются сами, кто как может.
Но как стало известно "РГ", новые же "перехватывающие парковки" проектировщики "сажают" в основном перед самым въездом в центр города, чтобы разгрузить именно его. Но как показал опыт парковки на Крестьянской заставе, человек, уже преодолевший все "пробки" на той же Волгоградке, ни за что не бросит машину в пяти минутах езды до конечной цели. "Этот тип парковок будет работать при единственном условии: когда все они будут платными", - убежден Леонид Липсиц, глава Центра организации дорожного движения при правительстве Москвы.
А поскольку никто этого пока делать не собирается, новые стоянки обречены еще до рождения на то, что останутся невостребованными.Тем не менее, по словам Липсица, на подъездах к Третьему и Садовому кольцам должно готовятся проекты перехватывающих парковок примерно на 50 тысяч мест.
А что же с периферией столицы, пользующейся такой популярностью у населения?
- Мы вели проработку вариантов устройства стоянок практически на всех окраинных станциях метро, - рассказала "РГ" Елена Боровик, заведующая сектором развития пассажирского транспорта НИиПИ Генплана, - но сейчас эта работа не оплачивается. В результате мы можем потерять последние участки.
Оказывается, не такая уж это и свежая идея с перехватывающими парковками в Москве. Места под них были зарезервированы у конечных станций метрополитена еще в восьмидесятые годы, когда никто в городе даже не помышлял о буме автомобилизации, а машина у москвичей была роскошью, а не средством передвижения. Но постепенно из-за того, что толком стоянками никто не занимался, на их месте стали появляться рынки. Сначала в один этаж. Потом у станции метро "Аэропорт" отгрохали многоэтажный комплекс. Вскоре подобная история повторилась уже практически возле всех отдаленных станций метро. Естественно, у всех этих торговых комплексов паркинги есть, но автомобилистов, желающих там пристроить свои машинки на день, не жалуют. Секьюрити, получающие за свою работу деньги, старательно отслеживают появляющихся с завидным постоянством "железных" коней и ведут "черный список". Или вводят оплату, как сделали, например, на одном из торговых комплексов на "Пражской", где час постоя стоит 10 рублей. Вроде недорого, а за рабочий день набегает уже 80 рублей.
- Спрос же на места около крайних станций метро очень велик, - добавляет Елена Боровик, - по нашим подсчетам ими пользовались бы примерно 13 процентов автомобилистов.
Между прочим, перед новым годом московская ГИБДД зарегистрировала трехмиллионный автомобиль. Тринадцать процентов даже от столичных владельцев машин - это почти четыреста тысяч, не считая приезжих из области. Например, когда открылся крупный магазин кожаных изделий около метро "Войковская", его парковка стала забиваться машинами задолго до открытия магазина. И отнюдь не из-за популярности торговой точки, а всего лишь благодаря удобству расположенного рядом метро. Правда, владельцы торгового центра быстренько спохватились и прикрыли внезапно образовавшуюся перехватывающую парковку, поставив для "чужих" клиентов шлагбаум.
Впрочем, в НИиПИ Генплана развития Москвы не теряют надежды сохранить и вернуть хотя бы часть утраченных земельных участков. Существуют варианты взаимовыгодного сотрудничества с рынками, где на первом уровне автостоянка, а наверху - рынок. И водителям хорошо: бросил машину и побежал в метро. И владельцам торговых точек неплохо - гарантированы покупатели. В общем, два в одном флаконе.
Пока же город решает, как подступиться к решению проблемы, автомобилисты выкручиваются сами, кто как может. Одни договариваются с держателями мест во дворах. Другие все-таки проникают на площадки торговых комплексов. Например, жители нового Марьина освоили стоянку рынка у "Братиславской". А те, кто ездит по Калужской дороге, Киевскому шоссе, приспособились бросать своих "коней" на огромной парковке Мегамолла у Профсоюзной и оттуда добираться до метро бесплатными автобусами магазинов. Некоторые договариваются напрямую со служителями платных парковок. Например, у станции метро "Петровско-Разумовская" час стоянки стоит 30 рублей, но если найти общий язык с парковщиком, то всего за 70 можно оставить машину на весь день. Бесплатные же перехватывающие стоянки на границах Москвы и даже Садового и Третьего колец, судя по всему, появятся очень нескоро. К тому же если их все-таки будет где организовать.
Досье "РГ"
Ежедневно в Москву из области приезжают до 200 тысяч автомобилей из области. В самой столице на тысячу населения приходится 300 машин. Кроме того, ежегодно в столице регистрируется по 150 тысяч автомобилей. По мнению специалистов, транспортная обстановка расценивается как критическая, когда на тысячу жителей приходится 500 машин.
В пределах Садового кольца насчитывается 18 тысяч парковочных мест. Число стоянок, расположенных на периферии города, неизвестно, как и потребность в них - ее никто не считал.