Но уже два дня спустя, проводя двусторонние встречи, российский министр транспорта Игорь Левитин предложил литовским коллегам отсрочить повышение тарифов, что, на удивление, было принято с пониманием. Договорились, что до конца февраля эксперты еще раз все взвесят, и только тогда будет принято окончательное решение.
Война тарифов
Если же с 15 марта повышающий коэффициент к тарифам все-таки введут, то транспортировка по литовскому участку одной тонны нефти и нефтепродуктов, черных металлов и скоропортящихся грузов может подорожать для российских перевозчиков на 3,5 процента. Однако после вступления Литвы и Польши в Евросоюз здесь и так при пересечении границ приходится подчиняться нормам и стандартам ЕС, выполнение которых требует дополнительных затрат. Кроме того, в прошлом году Литовские железные дороги уже дважды повышали тарифы в общей сложности на 50 процентов.
Возможно, это продолжение "ответного удара" на введение Россией в 2002 году понижающих коэффициентов к тарифам на доставку грузов в направлении российских портов. Тогда прибалты это окрестили "тарифной дискриминацией". Их можно понять. За последние три года грузопоток на Калининград вырос почти в два раза. А литовский порт Клайпеда оказался "в убытке". Российская сторона не отрицает этой проблемы. И даже пытается сгладить ситуацию. В 2005 году тарифы в адрес погранпереходов Прибалтики остались на прежнем уровне, тогда как в сторону российских портов они были повышены.
Однако литовцев, судя по настроению министра путей сообщения Зигмантаса Бальчитиса, больше волнует реанимация соглашения "2К", которое как раз и предусматривает выравнивание объемов грузоперевозок через Калининград и Клайпеду. В том, что наши интересы здесь "не срослись", многие эксперты винят политику. Не за горами то время, когда Россия вступит в ВТО, и тогда ей придется мерить свои тарифы "общим" аршином и ни о каких преференциях "своим" не может быть и речи. И России важно вовремя подстелить соломку, чтобы не потерять уже отлаженные грузопотоки и иметь возможность формировать новые. Но и наши соседи не хотят сдавать позиции. Так что политика здесь круто замешана на экономических дрожжах.
Литва активно развивает свое направление, например, недавно открыла новую паромную линию Клайпеда - Гданьск. И это только начало, дал понять г-н Бальчитис. Что касается "войны тарифов", то окончательное перемирие будет объявлено не раньше, чем произойдет перераспределение грузопотоков. Министр даже назвал срок - 3-5 лет. "Перевозка такого большого количества грузов через Калининград потребовала от нас более 100 тысяч миллионов евро: мы восстановили дорогу, станцию, - занялся подсчетом Зигмантас Бальчитис. - И, конечно, мы хотим сбалансировать эти затраты". На что российский министр дал понять, что готов "провести инвентаризацию соглашения "2К". Видимо, это обещание и заставило литовскую сторону еще раз подумать о своем решении поднять тарифы для россиян. Все-таки ссориться нам не с руки.
На запасном пути
После расширения Евросоюза Калининградская область оказалась хоть и "инородным телом" на карте европейского пространства, но весьма желанным. Через область идут грузы и пассажирские перевозки из России в страны ЕС. И каждой стране, граничащей с Калининградом, выгодно, чтобы наши "северные ворота" были открыты как можно шире. В конце концов у России есть выход на Европу и через "южные ворота" - Украину и Венгрию. Не случайно накануне калининградского "саммита четырех" Игорь Левитин встречался в Москве со своим украинским коллегой. Кстати, если говорить о железнодорожном транспорте, то, по словам Левитина, северное направление для нас даже менее предпочтительно из-за частых перевалов. Тогда как, следуя с Дальнего Востока через Украину, вагоны практически нигде не перегружаются. Да и соседи в этом направлении более сговорчивые. Например, с Венгрией уже обсуждают возможность открытия логистического центра.
"Если к транспорту подмешивать политику - это ничего не даст, - объяснил свою позицию Игорь Левитин. - Груз все равно где-нибудь да и пройдет". Судя по всему, это понимают и по ту сторону польской и литовской границ. Потому и приехали министры на встречу в Калининград. Насколько она оказалась продуктивной, пока трудно оценить. Некоторые эксперты склоняются к тому, что переговоры зашли в тупик. Хотя внешне все выглядело вполне благополучно. На заключительном брифинге министры не без удовольствия демонстрировали братские чувства. Однако прилюдно подписывать совместное заявление не стали. И только поздно вечером стало известно, что документ все-таки принят. Для специалистов это замешательство - сигнал того, что при общем понимании важности калининградских проблем, впереди - нелегкие переговоры по конкретным "пунктам разногласия".
Прошу, пане!
От решения "польского вопроса" во многом зависит развитие транспортного сотрудничества России и Германии. Наши страны, например, готовы открыть прямое железнодорожное сообщение между Берлином и Москвой. Кроме того, принято решение пустить туристический поезд по маршруту Берлин - Калининград - Санкт-Петербург. По предварительным оценкам, он сможет перевозить до 5,2 тысячи туристов в год. Однако Польша до недавнего времени ставила такие невыгодные для пассажиров условия, от которых просто грех не отказаться.
Но даже если удастся решить все технические разногласия с Польшей, остается спорный участок на литовской территории. От Литвы ждут, что она разрешит безвизовый проезд "при закрытых дверях". Аргументы "против" давно известны. Дескать, техническое состояние этого участка дороги не дает возможность развить такую скорость, при которой люди не могли бы спрыгнуть с поезда. Россия намекнула, что не прочь взять этот железнодорожный путь в аренду. Порыв остался без поддержки. Зато Комиссия ЕС поручила провести обследование литовского участка. На встрече в Калининграде выяснилось, что литовские эксперты оценивают обустройство спорного участка в 500 миллионов евро. Игорь Левитин, комментируя это известие, заметил, что его волнует принципиальное решение вопроса. Допустим, деньги найдутся. Но даст ли Литва "добро" на транзит? Пока этот вопрос остается без ответа.
Однако Россия собирается ждать у моря погоды. И делает все, чтобы "калининградский транзит" как можно меньше зависел от стран Евросоюза. Строится паромная переправа в Балтийске, которую намечено сдать в декабре этого года. Через нее наши граждане и грузы получат выход на Россию. Развивается Калининградский порт, растут объемы перевозок в Эстонию и Финляндию.
Тем не менее именно в Калининградской области образовался тугой узел взаимоотношений России и ЕС. И только общими усилиями можно снять существующие сегодня барьеры. Никто не требует от Евросоюза пересмотреть для нас правила и нормативы. Главное, чтобы у наших соседей были желание и возможность оперативно решать возникающие вопросы "с поправкой на местную специфику". Никто из министров с этим тезисом спорить не стал. И для почина они договорились поддержать развитие панъевропейских транспортных путей, которые связывают страны Евросоюза с соседними государствами. Речь идет о двух коридорах: Рига - Калининград - Гданьск и Гданьск - Минск - Вильнюс - Клайпеда - Калининград.
Татьяна Панина,
Светлана Песоцкая
КАЛИНИНГРАД