Одна из таких проблем объективно затрагивает не только базовые стратегические интересы России и Соединенных Штатов, но и, без преувеличения, права и интересы всех людей на Земле. Проблема эта, анализируемая под разными углами, обозначается по-разному: "угроза катастрофического терроризма", "распространение оружия массового поражения", наконец, как проблема доверия между ядерными державами мира и их совместной работы в интересах всеобщей безопасности. Суть же вопроса в том, что человечество по-прежнему, рискуя погибнуть от чьей-то недальновидности, халатности или сбоя техники, сталкивается с новой угрозой - угрозой сознательного применения ОМП в террористических целях.
Было время, когда ядерное оружие, и не без оснований, считалось гарантией стабильности и равновесия в мире. Тем не менее здравомыслящие люди в столицах и Востока, и Запада всегда понимали, что "равновесие страха" предохраняет мир от большой войны ценой постоянного балансирования на грани начала этой самой войны вследствие человеческой или технической ошибки.
Другим следствием явились многочисленные договоренности между признанными членами "ядерного клуба" о строгих мерах по предотвращению бесконтрольного распространения технологий и компонентов ядерного оружия. Беда лишь в том, что, занятые поддержанием "баланса сил" между собой, ведущие ядерные державы не всегда были строго последовательны в реализации собственных соглашений, допускали "поблажки", "закрывали глаза" на ядерные эксперименты некоторых своих "особо приближенных" союзников. Когда же противостояние двух систем кануло в Лету, многим и подавно показалось, что проблемы ядерного оружия можно вычеркнуть из списка первоочередных задач мировой повестки дня.
Результаты самоуспокоенности ведущих мировых держав дали о себе знать в 90-е годы. Сейчас у всех на слуху последние заявления Северной Кореи о наличии у нее ядерного оружия, а также продолжающиеся уже не первый год военно-дипломатические "пляски" вокруг характера ядерной программы в Иране. При всем при том эти случаи имеют одну важную особенность: и КНДР, и Иран - суверенные государства, а не разбросанные по миру бандитские формирования с неясной структурой. Государственный суверенитет, без сомнений, не дает права шантажировать международное сообщество. Однако в случае государственных образований мы имеем дело с людьми, признающими (хотя, порой, и не без оговорок) международное право. С национальными элитами, которым есть что терять, и с которыми, соответственно, есть о чем вести диалог.
Иное дело - современный терроризм. Если у кого когда-то и имелись иллюзии относительно того, что с террористами можно о чем-то договориться, и что, окажись у них в руках ОМП, они еще "будут колебаться" по поводу его применения, то события последних лет окончательно развеяли подобные иллюзии. Напротив, регулярно поступающие сведения из самых разных источников уже не оставляют сомнений в целенаправленном стремлении террористических организаций приобрести оружие массового поражения, в т.ч. ядерное. Понятно, что мировое сообщество не может в такой ситуации сидеть сложа руки. Очевидно и то, кто должен возглавить новый этап борьбы за нераспространение ОМП. Разумеется, те, кто обладает самыми обширными политическими, военными и техническими возможностями - Россия и США, - при активном участии и других трех членов "ядерного клуба".
Причем России активное участие в борьбе с распространением ОМП дает, помимо всего прочего, прекрасную возможность подтвердить делом свою заявку на активное участие в мировых делах. Безусловно, в последние годы Россия существенно активизировала свою внешнюю политику на многих направлениях. У кого-то даже может сложиться впечатление, что заметное присутствие нашей страны на международной арене автоматически означает и нашу заметную роль. Почему же в таком случае многие в России продолжают сетовать на то, что та же Америка, дескать, не желает разговаривать с нами "на равных"? А дело в том, что внешняя политика не та сфера, в которой уместен принцип "не догоним, так хотя бы согреемся". Разговор же на равных подразумевает не только равенство либо сопоставимость "веса" партнеров, но и одинаковую степень заинтересованности сторон в том или ином вопросе, невозможную без равной готовности и способности к практическим действиям.
И как раз в случае с проблемами нераспространения ОМП, предотвращения ядерного терроризма Россия обладает всеми ресурсами, необходимыми для полновесного, равноправного, эффективного и выгодного для себя взаимодействия с игроками первого эшелона.
Хорошо понимая потенциал нашей страны в данной сфере, президент РФ В. Путин еще в 2000 году выдвинул ряд практических инициатив, призванных усилить международный контроль за ядерными технологиями и технологиями двойного назначения, ограничить их передачу третьим странам. Американская сторона поддерживает нас в этом вопросе.
Чем скорее мы начнем действовать в практической плоскости, тем больше шансов, что сумеем хотя бы не отстать от развития событий. Тем более что в сфере стратегических взаимоотношений России и США остается ряд "традиционных" вопросов, до конца не проясненных. Таких, как чрезмерное, по мнению большинства экспертов, количество ядерных боевых компонентов в состоянии повышенной боеготовности. Возникают и новые. Например, бессмысленное с военно-практической, но привлекательное с политико-пропагандистской точки зрения расширение НАТО на Восток, подрывающее доверие между сторонами именно в тот момент, когда объективная взаимная потребность в таком доверии только нарастает.
Не стоит скрывать, что с обеих сторон еще хватает деятелей, увлеченных идеями продолжения старой игры "в" и "вокруг" "стратегического равновесия". Эти "ястребы", возможно, будут удивлены, узнав, сколь стремительно набирают потенциал новые силы, для которых не существует самого понятия "равновесие". Что наш мир уже вступил в эпоху "тактики", которая, в силу своей полной непредсказуемости, может оказаться пострашнее прежних "стратегий" биполярного мира.
Попадание оружия массового поражения в руки террористов придаст им новое качество, превратив из смертельной угрозы для многих людей в фатальную угрозу для всего человечества. Чтобы не допустить столь драматического сценария, необходимо сделать вопрос нераспространения ОМП одним из ключевых в международных контртеррористических действиях.
Речь идет не более и не менее как о праве каждого человека и всего человечества на жизнь.