Госдума против писателя Сорокина

Уже несколько лет сенсационный проект Большого театра, впервые за последние тридцать лет сделавшего заказ на новую оперную партитуру, будоражит столичную общественность. Интрига заключается в том, что Академический театр рискнул обратиться к современным авторам, представляющим авангард в отечественной культуре. Возмущенная нарушением "традиционных вкусов" группировка "Идущие вместе" осаждала тогда с плакатами подъезды в домах генерального директора ГАБТа Анатолия Иксанова и главного дирижера Александра Ведерникова, требуя отказаться от этой идеи. С тех пор прошло два года, в феврале к репетициям оперного опуса Десятникова и Сорокина приступил известнейший литовский режиссер Эймунтас Някрошюс.

Однако вчера депутат-единороссовец Сергей Неверов решил нарушить идиллию творчества своих современников: увидев по телевидению сюжет о будущей премьере "Детей Розенталя", он заволновался за репутацию Большого театра, доверившего государственные подмостки скандальному писателю Сорокину. Неверов, сообщив своим товарищам по Думе "бородатую" новость о готовящемся спектакле, потребовал на пленарном заседании нижней палаты не допустить, "чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры".

Абсолютным большинством голосов - 293 - Государственная Дума проголосовала за то, чтобы Комитет по культуре проверил информацию о постановке в Большом театре оперы на либретто писателя Сорокина.

Генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов прокомментировал эту ситуацию для "РГ":

- Сегодня появились серьезные силы, которые хотят перевести реконструкцию Большого театра на свои рельсы, и премьера явилась только поводом для этого. Начался черный пиар, нацеленный, в частности, на руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, который никакого отношения не имеет к репертуару Большого и не влияет на него.

Для Большого театра постановка "Детей Розенталя" - принципиальный проект. Заказ новой оперы - это одна из миссий, которые мы взяли на себя. Поражает то, что информация о новом спектакле уже два года активно муссируется в прессе, на каналах радио и ТВ, но господин депутат только сейчас узнал об этом. Как выяснилось, он не читал ни одного произведения Сорокина, ничего не слышал о либретто "Дети Розенталя", написанное, кстати, в стиле оперных либретто ХIХ века. К каким временам мы возвращаемся? Даже в самые темные советские годы люди, в функции которых входил контроль над творчеством, по крайней мере знали, по поводу чего они выносят свой вердикт: читали текст, приходили на репетиции в театр. Этот же "судья" впервые узнал новость о существовании Сорокина по каналу ТВЦ. О чем вообще он может судить? Мы живем в свободном демократическом государстве. Свобода слова определяется нашей Конституцией. И никто не может запретить нам ставить то, что мы считаем важным для театра, если, конечно, это не будет пропаганда насилия, войны, государственного переворота. Но об этом в либретто Сорокина точно речи не идет. Если товарищ депутат хочет ознакомиться с содержанием либретто, мы готовы, в качестве исключения, прислать ему этот текст. Пусть он хотя бы впервые почитает Сорокина. Мы также готовы пригласить депутатов Думы на генеральную репетицию. Может, они не будут тогда принимать нелепые решения, играющие роковую роль в культуре. Только что у нас прошла премьера балета Шостаковича "Болт", который не ставился у нас в стране именно благодаря подобному вердикту с 1931 года. Теперь, к 100-летию Шостаковича мы наконец увидели то, что у нас украли на семьдесят с лишним лет. Мне кажется, что у депутатов Думы есть дела поважнее, чем обсуждение афиши Большого театра. Деятели театра не случайно так обеспокоены проектом театральных реформ, ведь депутаты даже не скрывают: "Мы - за цензуру".