В министерстве подготовлен целый пакет налоговых новшеств, стимулирующих инвестиционную деятельность бизнеса. По мнению главы департамента макроэкономического прогнозирования, предлагаемые меры вполне могут стать достойной альтернативой снижению ставки.
Как считают эксперты экономического министерства, налоговое бремя для бизнеса действительно нужно уменьшать, предлагаемое снижение ставки НДС с 2006 года до 13 процентов сопровождается слишком высокими рисками для всей финансовой системы страны. Во-первых, произойдет ощутимое выпадение доходов федерального бюджета. В 2006 году, как сообщил Андрей Клепач, оно может составить около 300 миллиардов рублей, а за период 2006-2008 годов - более 1 триллиона рублей. Причем по времени образование такой финансовой "прорехи" совпадет с ростом обязательств государства по индексации зарплат бюджетников и финансированию инвестиционных программ.
А что даст сокращение налогового бремени? Дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,3-0,4 процента. Но и в этом месте главный прогнозист минэкономразвития вклинил очень важную оговорку: "Это состоится только при условии, что деньги пойдут в дело. Очевидно, что часть их будет съедена инфляцией, а кроме того, вероятность увеличения экспорта капитала вместо роста внутренних инвестиций весьма высока". Надо сказать, что предыдущие попытки государства облегчить налоговую участь бизнеса не дали ожидаемых результатов. Сокращение ставки НДС не породило дополнительных инвестиций в производство, а уменьшение единого социального налога (ЕСН) не вывело зарплаты из тени.
Так что и сейчас вряд ли стоит ожидать изменения в поведении наших хозяйствующих субъектов.
Надо считать реальную убыль бюджета. А она-то и способна породить те самые "неприемлемо высокие риски", о которых говорил Андрей Клепач, и создать дефицит федерального бюджета.
Ну хорошо, уменьшать НДС вредно для бюджета и непродуктивно для развития экономики. Что же предлагает взамен минэкономразвития? Во-первых, научиться нормально собирать существующий НДС, поскольку, как выяснилось, очень многие налогоплательщики вообще не ощущают на себе его бремени, которое намечено облегчить. "В бюджете на 2006 год целесообразно не снижать ставку НДС, а сосредоточиться на администрировании этого налога", - подчеркнул Клепач. НДС действительно создает кучу проблем налоговикам: по экспертным оценкам, реально собирается от 50 до 70 процентов начисленного внутреннего НДС. Андрей Клепач пояснил, что его ведомство считает необходимым сначала поднять планку собираемости НДС, затем унифицировать ставку (то есть отказаться от ныне действующей льготной 10-процентной ставки по отдельным товарам) и только после этого обсуждать снижение. "Можно выйти на ставку в 15-16 процентов", - обозначил границы возможного компромисса глава департамента. Он также подчеркнул, что на улучшение администрирования этого налога может понадобиться 2-3 года.
Главное же отличие подхода минэкономразвития в изменениях налоговой системы состоит в том, что любые предложения, любые замены в ней должны побуждать бизнес к инвестиционной активности. Так, отметил Андрей Клепач, только по НДС финансовое послабление для предприятий, ориентированных на внедрение новшеств, в 2006 году может составить около 200 миллиардов рублей. Ведомство Германа Грефа предлагает перейти на общий порядок вычета НДС в строительной отрасли. Ожидаемый эффект составит 100-120 миллиардов рублей. В числе других мер - отнесение на расходы предприятий затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, стимулирование ускоренной амортизации. Это еще около 40 миллиардов рублей высвободившихся средств. "Кроме того, с 2007 года можно ввести уведомительный порядок возмещения НДС для экспортеров, чтобы избежать конфликтов вокруг этой проблемы", - завершил перечень новаций Андрей Клепач, отметив, что с 2006 года можно и нужно идти на этот пакет.
Эти меры не столь кардинальны, как снижение ставки НДС сразу на 5 процентов, но в перспективе могут дать больший эффект. "Они заточены на инвестиционную активность и обеспечивают стабильность бюджета", - заявил Андрей Клепач. Впрочем, если предприниматели не хотят развивать производство, то даже такие сигналы власти не заставят их это сделать.
Совершенно непонятно, почему налог на добавленную стоимость оказался в эпицентре межведомственной полемики, тем более что на всех уровнях власти декларировали, будто основные коррективы налоговой системы уже внесены и требуются лишь последние завершающие штрихи. И вдруг совершенно неожиданно поставлено под вопрос само существование НДС. Начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович сообщил, что разрабатываются планы полной отмены НДС с 2007 года с заменой его налогом с продаж. Ставка этого налога, канувшего в Лету в ходе налоговой реформы, предлагается в 10-15 процентов. Причем Дворкович, отметая обвинение в переносе тягот налога с производителей на покупателей, заметил, что "если ввести 10-процентную ставку налога с продаж вместо НДС, то цены расти не будут". В свою очередь Андрей Клепач заявил, что не считает это разумной мерой: "Мы в течение 14 последних лет уходили от оборотных налогов, перешли к системе, ориентированной на НДС. Нельзя пытаться вернуть страну в прежнюю систему". Как видим, минэкономразвития подтвердило свой курс на плавные изменения, а шокирующий "вброс" Аркадия Дворковича в свою очередь показал, что поутихшие было налоговые реформы становятся все более актуальной темой.