В среду на совещании в Кремле глава государства вновь поинтересовался основными положениями законопроекта, разработанного в министерстве экономического развития и торговли. Подобное внимание Владимир Путин проявляет разве что к социальным вопросам. Очевидно, что забуксовавший в коридорах министерств законопроект удалось согласовать только после настоятельного совета президента поскорее внести документ на рассмотрение правительства. Впрочем, и там "детище Грефа" ожидала нелегкая судьба. Аппарат правительства дотошно изучал документ до тех пор, пока им вновь не заинтересовался Путин, мягко посоветовавший рассмотреть его на ближайшем заседании. Премьер-министру Михаилу Фрадкову осталось только согласиться и внести обсуждение законопроекта об особых экономических зонах в повестку заседания правительства.
В преддверии его рассмотрения Герман Греф рассказывал о всех достоинствах законопроекта президенту.
В разработанном в его ведомстве документе предусматривается создание особых экономических зон двух видов - промышленно-производственных и технико-внедренческих. Первый вариант предназначен для промышленных зон, в которых будет развиваться крупное промышленное производство с большими инвестициями. "Эта деятельность даст новый импульс для развития прежде всего депрессивных территорий, в частности Дальнего Востока, Восточной Сибири", - оптимистично отметил Греф. Второй вид особых экономических зон планируется размещать вблизи крупных научно-исследовательских центров, чтобы обеспечить коммерциализацию исследований, "которыми еще сильна наша страна". В общем, новые технопарки станут, по мнению Грефа, не чем иным, как "сегментами новой экономики". А развитие особых экономических зон второго типа "даст позитивный эффект и возможность диверсификации экономики и развития научных центров в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске".
Несмотря на то что документ еще не обсудили члены кабинета министров, Греф рассчитывает, что он будет принят парламентом до июня и с 1 января 2006 года начнется создание этих зон. "Параллельно хотим запустить отбор территорий, которые могут стать первыми полигонами", - добавил министр. И пообещал, что в этом году будут созданы все необходимые проекты таких зон. Тем временем в Белом доме готовят замечания к законопроекту и предполагают, что после его обсуждения отправят на доработку с дежурной формулировкой "одобрить в целом". Впрочем, с путинской поддержкой пессимизмом Грефу явно не придется страдать. Он полагает, что за два года созданные зоны могут стать не чем иным, как новыми точками экономического роста, которого так не хватает нынешнему кабинету. В общем, похоже, главный экономист уверен, что нашел необходимое лекарство для российской экономики.
Пока же зоны не созданы, минэкономразвития подготовило предложения по созданию и расходованию инвестиционного фонда для крупных инфраструктурных проектов. Речь идет о создании специального бюджетного фонда для финансирования крупных проектов по развитию инфраструктуры транспорта, связи и поддержки инновационных проектов. Ранее глава минэкономразвития Герман Греф сообщал, что уже есть договоренность с минфином о том, что часть средств, которая поступит в бюджет в связи с изменением "цены отсечения" доходов, поступающих от продажи нефти в Стабилизационный фонд (21 доллар вместо действующих 20 долларов) и от экономии в связи с досрочным погашением внешнего долга России, пойдет на финансирование инфраструктурных проектов. По словам министра, это будет не менее 60 миллиардов рублей. Греф считает, что этой суммы будет достаточно, чтобы в 2006 году начать финансировать шесть-семь проектов. "В первый год этого вполне достаточно, - сказал министр. - А в 2007 году нужно будет принимать решение (о возможном увеличении финансирования) в зависимости от возможности бюджета и эффективности этих проектов". Министр сообщил также, что сначала минэкономразвития подготовит положение о создании и расходовании фонда. Затем отраслевые министерства подготовят свои проекты по развитию инфраструктуры, из которых правительство выберет первоочередные проекты. Предполагается, что финансирование этих проектов будет производиться на принципах государственно-частного партнерства.
Накануне совместно с министерством промышленности и энергетики в минэкономразвития выработали и план создания в этом году новой авиационной корпорации. До конца марта стратегия развития авиапромышленности будет детально проработана и внесена в правительство. "Если вами будет утвержден этот план, то в этом году будет создана корпорация", - заметил министр, напомнив, что при ее создании "очень важен фактор времени". Ранее министр промышленности и энергетики Виктор Христенко отмечал, что процесс формирования корпорации займет до двух лет, а вопрос о том, кто возглавит объединенную авиастроительную корпорацию, пока не решен. Христенко также заметил, что доля государства в авиастроительной корпорации на первом этапе может составить 60-70 процентов, но в дальнейшем может меняться по усмотрению акционеров. Путин поручил Михаилу Фрадкову "проконтролировать качество и сроки этой работы".
Качество же работы МИДа президент проконтролировал сам и сообщил, что "подписал законы по вступлению упрощенной системы выдачи виз отдельным категориям граждан Италии и Франции". "Мы рассматриваем эти документы как движение по развитию отношений с Евросоюзом в целом и с точки зрения перемещения людей, общения между ними, и с точки зрения создания четырех общих пространств, диалог о которых мы ведем с коллегами из ЕС", - отметил Путин. Впрочем, как заметил министр иностранных дел Сергей Лавров, с Еврокомиссией ведутся переговоры об облегчении визового режима для России во всех странах ЕС. По его словам, вступление в силу соглашений с Италией и Францией - "большое подспорье в работе, чтобы в Европе не было разделительных линий и не было препятствий для людей". Лавров уточнил, что под действие соглашений "подпадает довольно обширная категория граждан - бизнесмены, участники научных, образовательных, культурных, спортивных обменов". "База заложена неплохая для того, чтобы в рамках ЕС внедрить новые подходы к обменам на всех уровнях", - считает министр.