Привычных разногласий между главами области и ее центра можно избежать. И способ прост и очевиден. Мэров следует назначать, так же как и губернаторов. Только так решается проблема противостояния.
"Я считаю, что областные власти заинтересованы в конфронтации между областной и городской администрацией, - заявляет кандидат в Законодательное собрание Омской области, заместитель генерального директора ОмПО "Радиозавод имени Попова" Владимир Шнайдер. - Такое положение дает возможность перекладывать ответственность за неисполнение программ по улучшению качества жизни в регионе с одного уровня исполнительной власти на другой. В результате никаких ощутимых изменений в регионе не происходит.
Для решения этой проблемы необходимо запретить совмещение постов губернатора и главы правительства. Я также буду настаивать на проведении референдума о назначении глав муниципальных образований".
Разумеется, этот вопрос возникает не только в Омске, хотя благодаря инициативе омичей его и обсуждает Государственная Дума.
"Реформа вертикали власти должна дойти до городов, которые являются центрами субъектов Федерации, а потом, возможно, и до всех остальных, - считает первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. - Мэров надо назначать, точнее, избирать их по тому же принципу, по которому будут избираться губернаторы. На местах очень много конфликтов, и они обостряются настолько, что порой мэр и губернатор становятся врагами - каждый тянет одеяло бюджета на себя".
Существуют и более радикальные мнения. Так, Владимир Жириновский уверен, что губернатор должен быть одновременно и главой администрации губернского города. "Наверное, не нужны здесь две администрации, - говорит он. - Мэров городов надо назначать, чтобы избежать двоевластия. А иначе губернатор будет утверждаться местным парламентом, а мэра опять изберут общим голосованием, и снова между ними начнется противостояние. Кому польза от этого?"
Параллельно с дебатами по поводу выборов мэра, в Омске проходит избирательная кампания в областное Законодательное собрание. История тоже не простая - избирательная комиссия долго не могла определиться с законностью сроков подачи документов несколькими кандидатами, а четкую предвыборную программу пока представил только один из семи претендентов на депутатское кресло - тот же заместитель генерального директора ОмПО "Радиозавод имени Попова" Владимир Шнайдер.
Возникает вопрос: если у кандидатов нет программ, то как тогда регулируется механизм соответствия предвыборной агитации программе кандидата, его намерениям?
Шнайдер в своей программе делает основной упор на развитие традиционных для экономики Омской области направлений.
Новый депутат Законодательного собрания области, кто бы из заявленных кандидатов им ни стал, должен привлекать к процедуре общественного разбирательства не руководителей предприятий, а реальных виновников, тех, кто, скажем, запускает механизм искусственного банкротства промышленных предприятий, который приводит к безработице, обнищанию и, как следствие, росту преступности.
Суждено ли сбыться этим ожиданиям, мы скоро узнаем - довыборы в Законодательное собрание Омской области назначены на 27 марта.