Несмотря на то что экологии в городе уделяется большое внимание, кардинально выправить ситуацию пока не удавалось. От 30 до 65 процентов москвичей в различных районах мегаполиса вынуждены жить в неблагоприятных условиях по шуму, вибрации и электромагнитному и ультразвуковому излучению. Несмотря на то что промышленные выбросы в атмосферу ежегодно снижаются, более 80 процентов загрязняющих веществ от автомобилей по-прежнему попадает в воздух. А это около 900 тысяч тонн. И хотя в прошлом году впервые количество автомобилей младше пяти лет превысило число машин от пяти до десяти лет, как сообщил Леонид Бочин, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды, значительного улучшения качества атмосферы пока не произошло.
Новая доктрина призвана решить столичные экологические проблемы в комплексе. В частности, в соответствии с ней до 2010 года в городе должно появиться 200 гектаров новых зеленых территорий, а общая площадь цветников достичь 900 тысяч квадратных метров. К этому же времени на две трети должен сократиться и вывоз отходов на полигоны. Добиться этого планируется главным образом за счет использования вторсырья и повсеместного внедрения раздельного сбора мусора, в первую очередь по принципу отделения биологических отходов от небиологических. Появится в Москве и завод по переработке макулатуры, который будет превращать в полезный картон примерно половину всей бумаги, выбрасываемой по городу. Аналогичные предприятия должны появиться для переработки пластика и других видов мусора.
После внедрения доктрины должен быть положен конец жалобам москвичей на то, что под их окнами внезапно началась стройка. Документ учитывает необходимость прекращения практики уплотнения городской застройки. Кроме того, при проектировании новых районов архитекторов планируется обязать обязательно закладывать в проект эффект возникновения аэродинамической трубы, чтобы между домами не застаивался воздух.
Для уменьшения автомобильных выбросов департамент транспорта и связи внес предложения по необходимости развития электрических видов транспорта: метро, троллейбуса и особенно системы скоростного трамвая, которого в Москве, кстати, до сих пор нет, хотя проработки ведутся уже почти тридцать лет. Затем требуется ограничение поездок на личном транспорте и приоритезация общественного, в частности, выделение полос для него. Кроме того, конечно же, заложен переход техники на более экологичное топливо. К 2007 году с помощью этих способов планируется снизить выбросы минимум на 10 процентов.
В природоохранных территориях заложено устройство питомников по восстановлению и разведению видов диких животных, в том числе и исчезнувших в последние годы. А также регуляция популяций бездомных собак и серых ворон, в том числе и за счет их изъятия из городской фауны.
Чтобы решить проблемы с шумом, вибрацией и электромагнитным излучением, доктрина предписывает организацию комплексного контроля качества среды обитания человека в жилых и общественных зданиях. В частности, будут контролироваться санитарно-гигиенические, экологические, инженерные и технологические параметры, то есть должен проводиться своего рода социально-гигиенический мониторинг.
Несмотря на то что в прошлом году в общей сложности на природоохранные предприятия было потрачено 7,2 миллиарда рублей, Марина Оглоблина, глава департамента экономического развития, пока что затруднилась сказать, сколько именно средств потребуют все мероприятия. На что столичный мэр не преминул задать риторический вопрос, а не попахивает ли здесь маниловщиной. Но в целом проект одобрил, заметив, что в него в обязательном порядке необходимо включить вопрос экологической безопасности продуктов питания, а также мероприятия по охране почв.