Вообще-то ЦБ сотрудничает с "финансовой разведкой" со дня ее создания, однако до сих пор Росфинмониторинг не вмешивался в дела надзорного органа. Банк России собирал необходимые сведения самостоятельно и предоставлял их ведомству Виктора Зубкова, где над ними уже размышляли аналитики. Скорее всего, повышенный интерес финансовой разведки напрямую связан с борьбой против "дутых" капиталов, которую Центральный банк активно ведет уже почти год. Дело в том, что банкиры, стремясь выполнить требования ЦБ и превратить "дутые" капиталы в реальные, не прочь "завести" обратно в Россию деньги, выведенные в свое время за рубеж. Ясно, что происхождение этих денег не самое благородное: речь можно вести как минимум об уходе от налогов, а в иных случаях - и о коррупции, и даже о терроризме.
Банк России пока что не дал ответа на предложение финансовой разведки. Однако и он явно обеспокоен. С начала года ЦБ уже разослал по коммерческим банкам два письма с рекомендациями, как выявлять операции по "отмыванию" денег. К этому он добавил "методическое пособие" - многостраничный перевод рекомендаций Федеральной резервной системы Соединенных Штатов на ту же животрепещущую тему.
Контроль государства и спецслужб за банковским бизнесом становится все жестче
Одно из писем ЦБ раскрывает "отмывочные" технологии при участии физических лиц, покупающих ценные бумаги за наличный расчет или занятых куплей-продажей иностранной валюты. Вот примерная схема. В банке на имя физического лица открываются два счета - в рублях и иностранной валюте. На рублевый счет зачисляются наличные средства. Затем по поручению владельца счета все находящиеся на нем средства списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты, которая в свою очередь зачисляется на счет того же владельца в иностранной валюте, а затем снимается им в наличной форме. Особенно подозрительно, если весь этот процесс происходит в течение одного-двух дней.
Второе письмо предписывает усилить контроль за операциями с "наличкой". Прежде всего в тех случаях, когда на счета юридических или физических лиц приходят переводы из-за рубежа. Корпоративный клиент при этом может предъявить внешнеторговые контракты. Они должны соответствовать Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам о форме внешнеторговых контрактов, утвержденным Министерством внешних экономических связей РФ еще в 1996 году. Если нет - это прямой повод для подозрений в "отмывке". Особенно если при этом расчеты, поставка или передача товаров, согласно контрактам, осуществляются в один день. Частные лица могут получать подозрительные деньги под видом оплаты по контракту, выплаты вознаграждения за различные работы и услуги, перечисления бонусов, получения и возврата займов, операций с векселями. В схеме может быть и третий участник: юрлицо-резидент, аккумулирующий на своем счете переводы от других юрлиц-резидентов для дальнейшего перевода их уже юрлицу-нерезиденту. Банкам следует быть особенно внимательными, когда у кого-то из клиентов наблюдаются крупные обороты безналичных средств в течение одного операционного дня. Или когда ежедневно после всех операций на счету оказывается пусто или остаются гроши. Или когда зачисление средств на счета физлиц и получение этих средств в наличной форме происходит в один день. Или когда в подобных операциях оказываются задействованными одни и те же участники с совпадающими адресами. Если счета участников схемы были закрыты после цикла подобных операций или сами операции были резко прекращены - тоже повод для подозрений.
Документ Федеральной резервной системы США, чей опыт советуют перенимать российским банкирам, выбросил лозунг "Знай клиента своего клиента". Американцы советуют обращать повышенное внимание на иностранные банки, работающие на территории страны, на клиентов-иностранцев, а также проводить усиленные проверки счетов, открытых крупными иностранными политическими деятелями, членами их семей или близко связанными с ними лицами.
Вообще-то все эти меры - широко применяемая в цивилизованных странах практика. Контроль государства и спецслужб за банковским бизнесом становится все жестче, особенно в странах - участницах ФАТФ. Такое внимание вызывает неудовольствие банкиров. Крупная международная аудиторская компания (PricewaterhouseCoopers), ежегодно проводящая исследования рисков, подстерегающих банковский сектор, на днях опубликовала данные очередного опроса, в котором приняли участие руководители и аналитики банков из 54 стран мира, в том числе из России. На первое место в этом своеобразном рейтинге и россияне, и иностранцы поставили чрезмерное регулирование банковской деятельности. Аналитики аудиторской компании пришли к выводу, что чрезмерное регулирование истощает ресурсы банков, способствует развитию бюрократии и создает ложное ощущение безопасности. На соблюдение требований надзора, отмечают авторы исследования, требуются высокие затраты. Компенсировать их приходится за счет клиентов, для которых привлекательность банков снижается. А мелкие банки подчас вообще не в состоянии нести эти затраты и вытесняются с рынка более крупными.
Однако по остальным пунктам российские и зарубежные банкиры были не так единодушны. К примеру, риски, связанные с "отмыванием" денег, иностранцы поставили на 14 место (из 30), а россияне - на шестое.
Между тем
Вчера глава Росфинмониторинга (ФСФМ) Виктор Зубков, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", откликнулся ли Центробанк на его предложение проводить совместные "быстрые" проверки, сказал, что "Центробанк пока молчит". Однако главный финансовый разведчик по-прежнему считает целесообразным проведение превентивных проверок с участием своей службы, правоохранительных органов и Центробанка. По его словам, речь при этом не идет о каких-либо массовых акциях, а только о тех банках, которые действительно создают сегодня "головную боль" как для самого Центробанка, так для финразведчиков и в целом - для общества. Кроме того, как сказал Зубков, проведение таких оперативных проверок позволило бы предотвращать ситуации, аналогичные событиям вокруг Содбизнесбанка.
"Если бы имели право прийти с внеплановой проверкой в тот же Содбизнесбанк гораздо раньше, нежели это предусмотрено инструкциями Центробанка и решение приостановить его работу было бы принято вовремя, то не допустили бы развития того негативного процесса, который зашел слишком далеко, - уточнил главный финансовый разведчик. По его словам в последнее время Содбизнесбанк "заманивал" к себе все новых клиентов, необоснованно повышал ставки кредитов и одновременно "уводил" огромные деньги за рубеж.
В настоящее время, по словам Зубкова, проведения оперативных проверок на предмет "отмывания" денег заслуживают около 10 "прачечных" российских банков. Разумеется, раскрыть их "имена" Виктор Зубков отказался, заметив, что "в этой десятке нет крупных банков, а есть только небольшие, которые занимаются "обналичкой" колоссальных сумм и не сотрудничают с ФСФМ". Поэтому, как считает Зубков, "если в них внезапно "зайти", то от этого никто не пострадает, и в первую очередь банковское сообщество".