Особенно много дискуссий было по норме, устанавливающей минимальное количество участников профобъединений. Проектом предусмотрен высокий порог для создания таких организаций - 1500 аудиторских компаний или 3000 аудиторов. Принятие этих требований, по оценкам экспертов, приведет к тому, что на рынке останутся три-четыре саморегулируемых профобъединения, а цены на услуги могут возрасти в 2-3 раза. В результате чего мнения разделились: одни считают, что данная поправка приведет к неоправданной монополизации этого рынка и слишком высоким ценам, другие - что это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов. Что же касается цены, то аудит - это не та услуга, на которой надо экономить. Как бы там ни было, в Думу данная поправка вошла без изменений и теперь ее судьбу будут решать депутаты.
Еще один спор, который может переместиться в парламент, - это предложения Счетной палаты и Центробанка РФ по положениям, в соответствии с которыми аудиторы и аудиторские организации должны будут в обязательном порядке передавать в надзорные органы все выявленные при проверке нарушения клиентов.
Центробанк официально представлял поправки к законопроекту, в результате которых аудиторы, выявляя нарушения в кредитных организациях, тут же сообщали о них в ЦБ. Но они были сняты, и в текст представленного в Думу законопроекта не вошли.
Эстафету Центробанка подхватила Счетная палата, предложив обязать аудиторское сообщество передавать в органы государственного финансового контроля информацию о нарушениях российского законодательства. Однако официально палата пока не представила своих поправок к законопроекту, но время на это у нее еще есть. Аудиторское сообщество не поддерживает эти идеи, так как они негативно скажутся на имидже аудиторов. Эксперты также считают, что существует общегражданское законодательство, которое предусматривает, что в определенных ситуациях любой гражданин должен сообщать информацию в компетентные государственные органы. Необходимости вводить дополнительные обязанности для аудиторов в рамках закона об аудиторской деятельности нет, это не обязанность аудитора, а общегражданская обязанность.
Хотелось бы отметить, что поправки, вносимые в закон об аудиторской деятельности, самые значительные за три года его существования. Принятие поправок позволит ослабить государственное регулирование аудиторской деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном аудиторском движении. Ведь часть государственных функций регулирования в области аудиторской деятельности будет передана запланированному к созданию единому общероссийскому аудиторскому объединению и саморегулируемым профессиональным аудиторским объединениям. Согласно поправкам государство отныне возьмет на себя функции нормативно-правового регулирования, координацию и выработку стратегии развития профессии, а все остальное - обучение, повышение квалификации аудиторов, выдача разрешений на право заниматься этим видом деятельности - отойдет к аудиторскому сообществу.
Более того, новые изменения предусматривают отмену лицензирования аудиторской деятельности. Вместо лицензирования будет введено обязательное членство аудиторов в профессиональных объединениях. В результате чего с 1 января 2006 года ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратят силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, входящие в единое общероссийское аудиторское объединение, не вправе будут осуществлять аудиторскую деятельность. Планируется также уделить особое внимание образованию и развитию саморегулируемых организаций и укреплению уже существующих аудиторских профобъединений и повышению требований к этим объединениям, чтобы они превратились в саморегулируемые организации.
Кроме того, как считают разработчики, после принятия законопроекта существенно возрастут престиж и уровень аудиторской профессии. Ведь для совершенствования аудиторской деятельности предусмотрены поправки, которые ужесточат требования к аудиторам и аудиторским организациям. Для этого будут утверждены единые федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам. А аттестация аудиторов будет проводиться единым общероссийским аудиторским объединением в форме квалификационного экзамена. В случае аннулирования квалификационного аттестата аудитора аудитор автоматически исключается из единого реестра аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение. Новый законопроект введет жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества.