В Госдуму внесен пакет законов по банкротству

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации" в первую очередь направлен на приведение норм ГК РФ и БК РФ в соответствие с законом о банкротстве в части очередности удовлетворения требований кредиторов. Действующий Закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает наделение государства и конкурсных кредиторов равными правами. Государство как кредитор по обязательным платежам наделяется равным правом голоса с конкурсными кредиторами при общей очередности удовлетворения их в процедуре конкурсного производства. Кроме того, пункт 2 статьи 1 Закона о банкротстве предусматривает расширение круга юридических лиц, в отношении которых допускается применение процедур банкротства. Для реализации указанных предложений законопроектом предполагается внесение соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Одновременно при регламентации очередности удовлетворения требований кредиторов в ходе ликвидации в проекте выделяются в отдельную очередь обязательные платежи по налогам и сборам.

Изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены на исключение противоречий между Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве при регулировании несостоятельности (банкротства).

Законопроект предусматривает, что основания, сроки, способы и порядок исполнения обязательств по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также размер процентов, штрафов и пеней определяются в соответствии с законом о банкротстве. Меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении нарушителя бюджетного законодательства, также могут применяться лишь в части, не противоречащей закону о банкротстве.

Поправки в Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" уточняют требования к арбитражному управляющему, последствия освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядок продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления и развития саморегулирования, а также устранение выявленных правоприменительной практикой неточностей и пробелов.

Внесение изменений, предусматриваемых законопроектом, позволит разрешить вопросы, связанные с регулированием правового положения арбитражных управляющих, порядка их назначения, отстранения и освобождения, например, в части требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, в случае перехода арбитражного управляющего из одной саморегулируемой организации в другую, выхода арбитражного управляющего из заявленной саморегулируемой организации, а также допуска арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну.

В законопроекте более четко определены статус и полномочия саморегулируемой организации, порядок формирования ее компенсационного фонда, ответственность за действия (бездействия) арбитражных управляющих.

Также устранены пробелы, выявленные практикой за время применения Закона о банкротстве, в упрощенных процедурах банкротства: ликвидируемого и отсутствующих должников, в части порядка ведения и закрытия реестра требований кредиторов ликвидируемого должника, признаков отсутствующего должника, порядка представления кандидатуры на должность арбитражного управляющего.

Изменения, вносимые в часть первую Налогового кодекса РФ, направлены на создание условий для заключения государством мировых соглашений в делах о банкротстве. Законопроектом предлагается введение нового основания предоставления отсрочки рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства". Срок отсрочки по новому основанию предлагается установить до одного года. При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.

Кроме того, проектом предусматривается исключение из закона о банкротстве требований о соответствии плана финансового оздоровления законодательству о налогах и сборах. Следует отметить, что процедура финансового оздоровления - судебная процедура и мораторий на взыскание задолженности при ее введении не снимается.

И последние изменения - это поправки, вносимые в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Проект предусматривает внесение изменений в статьи 195-197 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в статьи 14.12, 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлен на уточнение понятий "неправомерные действия при банкротстве", "преднамеренное банкротство", "фиктивное банкротство". Серьезных ужесточений не произойдет, хотя первоначально планировалось усилить наказание за преднамеренное или фиктивное банкротство и за неправомерные действия при банкротстве с трех до шести лет. Однако потом было решено, что важнее не усиление наказания, а его неотвратимость. Поэтому поправки, вносящиеся в Уголовный и Административный кодексы, уточняют состав таких преступлений, как преднамеренное и фиктивное банкротство, но не увеличивают наказание за эти виды правонарушений. Единственное ужесточение связано с увеличением меры ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего. За это по новым правилам увеличивается срок от двух лет до трех лет лишения свободы.