Напомним, что упрощенная система налогообложения позволяет платить один налог вместо НДС, налога на прибыль и налога на имущества. Социальные налоги составляют 14 процентов, а не 26,5 как при общей системе налогообложения. Налоговый кодекс дает предпринимателям право выбирать ставку налога: можно платить 15 процентов с прибыли или 6 процентов с дохода. Исследования, проведенные ЦЭФИР в 2004 году, показали, что из числа предприятий, которые удовлетворяют условиям применения упрощенной системы, ее используют 59 процентов организаций.
Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период январь-сентябрь 2004 года относительно января-июня 2003 года увеличилось в 1,6 раза, при этом положительный рост был отмечен в 83 субъектах РФ.
Между тем министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступая на форуме организации малого бизнеса "ОПОРА России", заявил, что правительство рассматривает развитие малого предпринимательства как основной резерв, позволяющий ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность страны и создать новые рабочие места.
Сегодня вклад малого бизнеса в российскую экономику несопоставим с показателями развитых стран. В России зарегистрировано 952 тысячи малых предприятий и 4,7 миллиона индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 10-12 процентов ВВП. В сфере малого предпринимательства занято 17-19 процентов трудоспособного населения страны. Сравнить эти данные с европейскими или американскими трудно, так как критерии отнесения к малому бизнесу в России и развитых странах различны. Так, у нас к категории малого бизнеса относят предприятия с численностью до 100 человек, а в США и ЕС - до 250 человек. Тем не менее можно говорить о том, что роль малого и среднего бизнеса в экономике растет. Так, число предприятий с численностью работников до 250 человек на 1000 человек экономически активного населения увеличилось в 2003 году по сравнению с 2002 годов со 113 до 118 предприятий, сообщил министр экономического развития и торговли.
Впрочем, не всегда статистика подтверждает рост количества малых предприятий. Глава РСПП Аркадий Вольский привел более свежие данные. По его информации, за последний год число малых предприятий сократилось на 50 тысяч.
Герман Греф признал, что темпы роста количества малых предприятий еще малы, и рассказал, что будет делаться для их увеличения. Предполагается откорректировать действующие критерии выделения субъектов малого предпринимательства, определить понятия микро- и среднего бизнеса, которых сегодня нет в российском законодательстве. Для различных групп малого и среднего предпринимательства: микро-бизнес, стартующий бизнес, инновационный малый и средний бизнес - будут предусмотрены специальные меры поддержки. При этом финансирование поддержки малого и среднего предпринимательства будет осуществляться по-новому. Выделение средств из федерального бюджета станет возможно только на принципах софинансирования, в дополнение к деньгам, выделяемым регионами или частным сектором. Бюджет не будет больше источником постоянного субсидирования частного предпринимательства, сказал Герман Греф. Причина проста - выделение денег напрямую доказало свою неэффективность.
Предпринимательские объединения выделяют в числе основных препятствий развитию малого бизнеса налогообложение, высокие административные барьеры, неравные условия конкуренции и недостаток помещений.
Герман Греф, как глава профильного ведомства, отвечающего за развитие малого бизнеса, обещает бороться со всеми этими препонами. Административные барьеры для малого бизнеса по-прежнему запредельно высоки. По оценкам экспертов, до 10 процентов выручки компаний тратится на их преодоление. Однако работа в этом направлении тоже ведется. Недавно в Госдуме в первом чтении был принят закон об административных правонарушениях. Он предусматривает возможность приостановления деятельности предприятий исключительно по суду. Скоро будет подготовлен законопроект, запрещающий изымать оригиналы документов без предоставления предпринимателю их копий. Разработан проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Документ, уже одобренный депутатами в первом чтении, предусматривает сокращение 40 процентов лицензируемых видов деятельности, а также упрощение порядка лицензирования именно тех видов деятельности, где занято много малых предприятий.
Еще одна проблема, мешающая развитию малого предпринимательства, - неравные условия конкуренции. Здесь должен помочь закон "О защите конкуренции", подготовленный Федеральной антимонопольной службой и министерством экономического развития и торговли. Он содержит весь спектр механизмов и инструментов для защиты и развития конкуренции, принятых в мировой практике: контроль предоставления государственной помощи, контроль экономической концентрации, том числе ограниченных природных ресурсов, контроль доминирования, в том числе коллективного, запрет параллелизма действий и экономической координации.
По словам вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, малый бизнес сильнее всего страдает от неконкурентных действий крупных игроков на рынке, злоупотреблений монополистов и ограничений конкуренции со стороны государства. Инициатива ФАС по разработке законопроекта заслуживает одобрения, считает он. Но в перспективе совершенствования правового регулирования в сфере защиты конкуренции необходимо также подготовить базу и технологию применения на практике положений нового антимонопольного закона, так как плохое применение хорошего закона не решит проблемы конкурентоспособности малого бизнеса.