Решение ОПЕК об увеличении ежедневной добычи нефти на 500 тысяч баррелей повлияло на рынок парадоксальным образом. Вместо ожидаемого "торможения" цены рванулись вверх. Не успела закрыться иранская сессия стран-членов ОПЕК, как в этот же день в Нью-Йорке за баррель стали давать 56,5 доллара. Столько нефть не стоила никогда - что говорить о такой "мелочи", как побитый рекорд 25 октября 2004 года (55,67 доллара).
Эксперты отмечают, что опрокинутые биржами "понижательные" ожидания ОПЕК повлекут за собой серьезные последствия. После увеличения добычи, о котором было объявлено 16 марта, у стран картеля практически не осталось возможностей увеличивать добычу. Так что этот "козырь" уже отыгран, причем безрезультатно. Вчерашнее заявление генсека ОПЕК Аднана Шихаб-Эльдина о том, что цены снизятся в апреле, когда дополнительные поставки придут на рынок, было воспринято более чем скептически.
Влиятельное Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что решение ОПЕК об увеличении квот носит ярко выраженный политический характер и не может повлиять на цену из-за постоянно растущего спроса со стороны Китая и Индии. По оценкам МЭА, цены могут немного упасть во втором квартале, после окончания отопительного сезона в Северном полушарии, но в третьем и особенно четвертом кварталах снова пойдут вверх.
Главной же причиной скачка цен западные аналитики в очередной раз назвали сокращение запасов бензина в США, о чем сообщило министерство энергетики США - традиционный "ньюсмейкер" мирового нефтяного рынка.
Усилившаяся тяга цен к росту и их "неподчинение" воле ОПЕК взволновали основных потребителей топлива. Не случайно президент США Джордж Буш немедленно откомментировал поведение мировых цен: "Я обеспокоен, как может сказаться на простой американской семье, когда цены на бензин растут на глазах". Буш призвал провести реформу энергетики, чтобы увеличить производство энергии и поднять эффективность энергосбережения. Вдогонку лидеру страны, которая потребляет нефти больше всех, функционеры ОПЕК попытались спасти лицо и заявили, что начнут переговоры о новом повышении квот добычи.
Для России сверхвысокие цены на нефть тем более не сулят ничего хорошего. Помимо неизбежного взлета цен на бензин и другие нефтепродукты, о чем эксперты "РГ" говорят практически единодушно, это таит в себе другую опасность. Неуклонно падающий курс доллара не только "соблазняет" спекулянтов рынка, для которых нефть стала более выгодным объектом вложения денег, чем американская валюта. Главное, что чрезмерное укрепление рубля уменьшает конкурентоспособность обрабатывающих отраслей российской промышленности.
Заметим, что Россия также вносит вклад в "раскрутку" мировых цен на нефть. Более четверти всех российских месторождений не разрабатываются. А значит, экспортируется меньше нефти, чем это возможно. По оценкам, потенциал неиспользуемых месторождений составляет примерно 125 миллионов тонн нефти в год. Можно вспомнить, что министр природных ресурсов Юрий Трутнев даже выдвинул идею введения налога на неиспользуемые месторождения. Нефтяники же традиционно ссылаются на то, что при высокой налоговой нагрузке их разрабатывать невыгодно. И требуют, в чем есть рациональное зерно, введения дифференцированной шкалы налога на добычу полезных ископаемых. Даже рекордные цены и, соответственно, огромные при всех изъятиях доходы не могут переломить этих умонастроений, хотя, по мнению председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Александра Белякова, "самые густые сливки с нынешних месторождений уже сняты". Между тем вчера пришло сообщение из США о том, что конгресс под впечатлением нефтяного бума немедленно разрешил разработку месторождений в заповедниках Аляски. Там будет добываться 1 миллион баррелей в день.
Кстати, только что министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ о планах добычи и поставок нефти во втором квартале этого года. Именно вокруг планов на этот отрезок времени и споткнулись планировщики ОПЕКовских квот. Всего в России планируется добыть 119 миллионов тонн нефти и газового конденсата, из которых 56 миллионов тонн пойдет на нефтеперерабатывающие заводы страны. Интересно, что во втором квартале НПЗ России должны произвести 7,8 миллиона тонн бензина - при планируемом внутреннем потреблении 6,8 миллиона тонн. Если учесть, что тот же приказ определяет экспорт бензина в количестве 1,2 миллиона тонн, то небольшой дефицит (0,2 миллиона тонн) становится фактом. Та же картина и по авиационному топливу - его будет произведено 2,1 миллиона тонн. Именно столько нужно, чтобы насытить внутренний рынок, еще осенью прошлого года испытавший шок от нехватки керосина для самолетов. Однако и здесь плановый экспорт составит 0,3 миллиона тонн во втором квартале.