Накануне своего шестидесятисемилетия известный артист Алексей Петренко приехал в Ярославль. Вместе с супругой Галиной Петровной Кожуховой - журналистом и известным театральным критиком, которая тщательно бдит, чтобы ее крайне общительного супруга, который уже пережил два инфаркта, не доставали местные папарацци - Алексей Васильевич даже после концерта был готов проговорить еще несколько часов.
Это была единственная жесткость, проявленная Галиной Петровной, человека, по всей видимости, крайне скромного - на пресс-конференции она сначала пыталась устроиться в качестве зрителя на задних рядах, а на концерте скромно примостилась на приставном стуле в первом ряду.
Общение Алексея Васильевича с его почитателями началось с удивленного вопроса, обращенного к аудитории:
- Я не понимаю, что можно спрашивать у артиста. Почему вы не нашли человека, который сам сочиняет, сам мыслит? Актер говорит чужие тексты, чужие мысли присваивает себе. Можно сказать - ворует и выдает их за свои.
Однако уже через пять минут артист разговорился, и Галина Петровна тоже активно участвовала в беседе.
Алексей Петренко пел, читал, шутил. Забыв текст, рассказал историю о том, как жена послала его за туалетным мылом, а он принес кефир. На что Галина Петровна воскликнула: "Зачем ты принес кефир? Я же тебя просила купить хозяйственного мыла!" "А ведь посылала за туалетным!" - с торжеством заметил Алексей Васильевич и указал на своего аккомпаниатора - известного гитариста Вячеслава Голикова, заметно уступающего народному артисту в возрасте, дескать, а вот он пока все помнит! Супругу свою тоже с гордостью представил зрителям - мол, на "Оскаре" все говорят спасибо маме, папе, а почему не поблагодарить собственную жену?
Правда, концерты - не главная форма общения артиста со зрителем. Алексей Васильевич востребован. В данный момент снимается у Станислава Говорухина, Светланы Дружининой и Александра Прошкина в "Докторе Живаго". К слову, в момент приезда Алексея Васильевича съемки "Доктора" как раз проходили в Ярославле. Алексей Васильевич играет учителя Живаго, и одна из его сцен первоначально должна была сниматься здесь, но потом все поменялось, и эпизод перенесли в Москву. Однако Петренко, остановившийся в той же гостинице, что и съемочная группа "Доктора Живаго", не удержался, чтобы не разыграть Александра Прошкина.
- Приходим с женой в столовую, а там сидит Прошкин - обедает. Видит меня - бросает еду. Кричит: "Нет-нет! Не может быть! Твою сцену отменили!" Как, говорю: вот сцена, эпизод. Прошкин: "Костюмеры! Где костюм?" Нет костюма! Что делать? Я потом признался, что на концерт приехал.
Мораль этой истории была в том, что человека, с головой погруженного в творческий процесс, очень легко свести с ума.
О своем отношении к сериалам рассказал поучительную историю о том, как он, будучи в своей украинской юности учеником кузнеца, решил пообедать. Сел на наковальню, разложил на коленочках лучок, сало, хлеб и только собрался трапезничать, как сзади кто-то со всей силы хватил его чем-то железным по спине. Это был его наставник, который грозно сказал: "Как ты посмел сесть на место, которым мы свой хлеб зарабатываем!"
- Если я что-то начну говорить о телесериалах - это все равно что я на камеру, извините, сяду, - подвел итог Алексей Васильевич.
С возрастом супруги борются с помощью кинезотерапии, считая, что "лучше умереть под тренажером, чем под капельницей". Суть занятий сводится к тому, что сначала Галина Петровна с Алексеем Васильевичем проходят по всем тренажерам, потом в сауну, потом в ледяную купель, а потом на массаж.
- Орет, как в гестапо, - "сдает" мужа довольная Галина Петровна.
Надо отметить, что заботы Галины Петровны простираются не только на своего супруга, но и на его коллег. Например, на съемках "Сибирского цирюльника" Никита Михалков поселил съемочную группу в "Гранд-отеле", из окон которого был виден дом Петренко. Галина Петровна смотрела-смотрела на родные окна и побежала варить свой фирменный постный борщ на грибном бульоне.
- Все ждут, дрожат. Меньшиков, юнкера, - развивает интригу театральный критик. - Я приношу ведерко этого борща. Вставляем кипятильник - и по роскошным гигантским апартаментам отеля... разносится запах капусты!
О творческой судьбе своего супруга Галина Кожухова говорит так:
"Вся русская классика прошла мимо него. Планида. Из 100 ролей он от 98 отказался".
Почему Алексей Петренко отказывался от той или иной роли, он и сам порой объяснить не может. Правда, некоторые его отказы носили судьбоносный характер для его коллег. Однажды он отказался сыграть Петра Первого, и на роль утвердили Максимилиана Шелла. На съемках Шелл познакомился с Натальей Андрейченко. А какое-то количество лет спустя Галина Петровна говорит Шеллу: "А ты знаешь, что познакомился с Наташей, только потому что Алексей отказался от роли?" На что Шелл сказал Алексею Васильевичу: "Спасибо большое!"
Про свое отношение к отечественным блокбастерам "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит" Алексей Васильевич затруднился что-либо ответить, так как ни один из фильмов не посмотрел. Но рассудительно заметил: "Зачем русскому человеку блокбастер? Что такое блокбастер? Мы только один блок знаем - пищеблок!"