От рассвета до заката
С тех пор как восемь лет назад гражданам России было разрешено перевоплощаться из нанимателей жилья в его собственников, свои квартиры приватизировали 60 процентов ярославцев. То есть 40 процентов решение этого более чем важного вопроса оставили на потом. Новый Жилищный кодекс это «потом» неожиданно для многих поместил в очень жесткие рамки, ограничив сроки бесплатной приватизации 1 января 2007 года.
На раздумья, быть или не быть квартире приватизированной, осталось меньше двух лет. Вроде бы немало. Но если сопоставить объем проделанной работы за восемь прошедших лет и еще не проделанной за два будущих года, понимаешь, что сердечных приступов в очередях не миновать. Наша общая привычка делать завтра то, что можно сделать сегодня, к концу 2006 года превратит кабинеты регистраторов в экстремальную зону. За примером далеко ходить не надо: несмотря на то, что паспорта советского образца менялись несколько лет, пик меняльной активности населения все равно пришелся на последние несколько месяцев, о которых работники паспортно-визовой службы до сих пор вспоминают с содроганием.
Впрочем, даже "спокойный" вариант работы ярославских госрегистраторов как-то уж очень напоминает экстремальный. Очередь, с пяти часов утра выстраивающаяся у здания Управления федеральной регистрационной службы по Ярославской области (УФРС), – дело и сегодня давно уже обыденное и никого не удивляющее. Ежедневно за регистрацией права на недвижимое имущество к специалистам УФРС обращаются от 300 до 400 человек и больше. С вступлением в силу нового Жилищного кодекса количество регистрационных действий еще на порядок увеличилось. Что раньше регистрировать не требовалось, сегодня – обязательно. Например, отныне невозможно совершить ни одну сделку с недвижимостью без оформления права на землю. На изучение же заданных документов закон отводит госрегистратору месяц. Чтобы уложиться в срок, юристам регистрационной службы иногда приходится выходить на работу в выходные дни.
Но если до недавнего времени эти трудовые подвиги компенсировались приличной зарплатой, то с января сего года, после реорганизации учреждений по регистрации и приобретения ими федеральной самостоятельности, госрегистраторы получили статус госслужащих, и в феврале им выдали зарплату, усохшую в три раза. Естественно, специалисты с высшим юридическим образованием, а нередко и с двумя начали уходить "налево".
– Если сегодня вдруг большинство граждан "дозреют" до мысли о приватизации квартиры, то тем количеством специалистов, которым мы располагаем, на тех площадях, какие у нас есть, мы с задачей можем просто не справиться, – говорит главный государственный регистратор по Ярославской области Лев Хориков. – У нас отделы находятся в трех частях города. Отдел кадров – вообще в двух километрах от меня. В нашем здании негде поставить ни одного лишнего стола или стула. Хорошо, местные власти пошли нам навстречу и недавно выделили новое помещение. За год мы постараемся привести его в порядок, чтобы люди не стояли с пяти утра на улице, а находились хотя бы в помещении.
Начальники без понятия
Однако если чувство собственника в жителе областного центра живет и побеждает, о населении райцентров и тем более сел и деревень этого не скажешь. Более того, в полном неведении и законодательной прострации, как выяснилось, пребывает руководство многих муниципальных образований.
– Если в Ярославле громадная очередь, чтобы зарегистрировать права на недвижимость, то в большинстве районов области – тишина, – говорит заместитель руководителя Управления федеральной регистрационной службы по Ярославской области Мария Бузаджи. – Согласно действующему законодательству, муниципальные образования сегодня должны произвести первичную регистрацию своего муниципального права на жилые помещения. За каждую регистрацию по действующим нормам необходимо заплатить госпошлину 7,5 тысячи рублей. Прав же на квартиры должно быть сотни и тысячи, то есть речь идет о миллионах рублей. Проект налогового закона был опубликован в октябре прошлого года, но никто даже не подумал заложить эти деньги в бюджеты. Мы предложили выход: включать жилье в казну, поскольку регистрация имущества через казну осуществляется бесплатно. В одних муниципальных округах это поняли и делают, в других не поняли и ничего не делают.
А часики тем временем тикают, неумолимо приближая конец бесплатной приватизации. И когда житель небольшого городка или поселка наконец сможет реализовать свое законное право на приватизацию жилья, времени на это у него может оказаться "в обрез". Люди, кроме собственной правовой безграмотности, сплошь и рядом, к сожалению, спотыкаются о правовую безграмотность местных чиновников разного уровня, оказываясь в очередях именно "благодаря" им.
– Два месяца назад мы ездили в Рыбинск – второй по величине город в области, – продолжает Мария Бузаджи. – Собрали всех руководителей, причастных к вопросам госрегистрации имущества, объяснили, как нужно организовать работу, чтобы впоследствии избежать громадных очередей, недовольства и жалоб граждан. Ведь правовое сознание людей развивается, и они не сегодня, так через год все равно придут и заявят, что мы лишаем их конституционной возможности приватизировать жилье. Так вот до сих пор, спустя два месяца после нашей поездки, там ничего не решено. Поэтому дело не в законодательстве, а в организации работы, которая в органах местного самоуправления подчас просто никакая.
Приходите завтра
Впрочем, не все колесики смазаны и в механизмах федерального уровня. Налоговое законодательство изменилось, за регистрацию недвижимости отныне предусмотрена госпошлина, однако ситуаций жизненных масса, а ставка пошлины – одна. По новому законодательству, пожилая горожанка, живущая в деревянном домишке и выплачивающая 20 рублей в год за аренду земельного участка, должна за регистрацию права на недвижимость заплатить семь с половиной тысяч рублей. Немыслимые для пенсионерки деньги. Что делать – неизвестно. Приходится брать с людей предусмотренный законом максимум, потому что, когда ситуация наконец прояснится, пошлинный излишек можно вернуть, а "недостачу" налоговая инспекция вычтет из бюджета УФРС, то есть из зарплаты регистраторов.
– Мы в некоторых случаях, жалея население, просто просим, особенно если вопрос связан с договорами аренды на землю, по возможности подождать, пока мы не получим разъяснения, – объясняет ситуацию Мария Бузаджи. – Мы сделали запрос в налоговую службу, финансовые органы Ярославля. Они ответили, что информацией не владеют. Направили запрос в Министерство финансов. Ответа пока нет. Уже человек десять мне периодически звонят и спрашивают, не пора ли приходить. Когда мы объясняем, что такую сумму госпошлины предусматривает Налоговый кодекс, нас никто не понимает.
Кстати, не меньше регистрационной пошлины людей сегодня волнует сумма будущего налога на недвижимость. Не зная, сколько кровных рубликов придется в будущем регулярно «выбрасывать» за собственное жилище, граждане, особенно со скромным достатком, просто боятся начинать приватизационный марафон. А ведь самое бы время сейчас четко и ясно сказать, почем будет удовольствие, чтобы народ определился. Однако ответ на этот вопрос тоже почему-то никак не отыщется. Видимо, узнаем обо всем, когда до конца приватизации останется месяц-два…
Когда в товарищах согласья нет
Регистрация недвижимости – тот случай, когда "в одной упряжке" должны работать сразу несколько служб – от РЭУ до земельной кадастровой палаты и бюро технической инвентаризации. Чем четче работа структур, тем легче процедура оформления документов, крепче нервы и тех, кто за столом, и тех, то на краешке стульчика у стола. Все это понимают, а… сбои как были, так и есть. Прочитает, например, ярославец завтра новый Жилищный кодекс, который просто смели с местных книжных прилавков, и помчится в БТИ добывать наинужнейший документ – технический паспорт жилища. Там же его огорошат: очередь на оформление техпаспорта расписана уже до конца 2005 года. А если он придет в БТИ в середине 2006 года?.. То есть ситуация, при которой человек не сможет реализовать свое законное право на бесплатную приватизацию из-за сбоев в работе госструктур, вполне реальна: где-то сумасшедшая очередь, где-то принять не могут из-за проблем с кадрами, где-то никак не разберутся, в каком размере госпошлину взимать…
По признанию юристов, не всегда бывает достаточно и самого законодательного материала. Или он есть, но нет его толкования, так что юристы иногда работают на свой страх и риск, не зная, правильно поступают или нет. Что уж говорить о человеке, который все правовые познания черпает из сериалов и детективов.
– Проблемы с реализацией закона о замене натуральных льгот возникли потому, что людям не объяснили все на доступном, простом, человеческом языке, – уверен Лев Хориков. – То же самое происходит и с Жилищным кодексом. Надо, чтобы человек понял суть и преимущества нового законодательства, только тогда с ним можно будет работать. А наша беда в том, что мы реализуем законы с людьми, которые их не понимают. Вот самая серьезная сейчас проблема.
P.S.
Конкретные вопросы, связанные с новым Жилищным кодексом, будут освещены в специальном региональном выпуске "РГ", который сейчас готовится к печати.