Аркадий Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
- Первая столь масштабная встреча президента с отечественными бизнесменами состоялась 1 июля 2004 года. По ее итогам глава государства дал правительству и своей администрации 16 поручений, из которых 14 уже выполнены. На нынешней встрече мы обсудили с президентом вопросы инвестиционной политики, административной реформы и налогообложения в стране.
Во время встречи я поднял вопрос о взаимодействии государства и бизнеса в решении социальных вопросов и предложил создать Совет при президенте, который бы координировал эту деятельность. Такой Совет, на мой взгляд, поможет всем - и государству, и гражданам, и бизнесу - преодолеть различия в понимании своей социальной ответственности, а также устранить имеющиеся претензии друг к другу. Совет также мог бы придать системный характер деятельности компаний по профессиональной подготовке работников, реализации собственных социальных и благотворительных программ, которых сейчас не так уж и мало. По нашим оценкам, на эти цели частные компании ежегодно тратят более 100 млрд. рублей. И в ближайшей перспективе мы предвидим увеличение этих объемов.
Сергей Борисов, президент общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России":
- Я предложил президенту объявить малый бизнес одним из приоритетных национальных проектов, стержнем в борьбе с бедностью. Владимир Путин воспринял это позитивно и сказал: "Будем думать".
Сегодня при всей прогрессивности минэкономразвития, оно не может в одиночку решить все наши проблемы. Пока ведомство Грефа толкает паровоз малого бизнеса вперед, интересы других министерств направлены в противоположном направлении. Недавно в Германии мы спросили немецких коллег: "Какое ведомство у вас "отвечает" за развитие малых предприятий?" Оказалось, что все. Вот и в России функции по развитию малого бизнеса должны быть распределены между всеми органами и уровнями власти. К примеру, в минсельхозе должны думать о развитии фермерства на селе, а не только о гигантских холдингах. В министерстве связи - поддерживать самобытные малые компании в области информационных технологий. В минтрансе - содействовать развитию частных перевозок. А в министерстве здравоохранения и социального развития - частной медицины.
Сегодня в Америке, например, в сфере здравоохранения и социальных услуг занято 2,5 миллиона частных врачей. Столько же - в инновационной сфере. От министерств в данном случае требуется одно - совершенствовать законодательную и нормативную базы.
В разговоре с президентом я не мог не сказать о пробуксовке административной реформы. Совершенно очевидно, что чиновники не намерены сами себя реформировать. Почти все выявленные и подготовленные к ликвидации избыточные функции госрегулирования не получили законодательного оформления. А это означает одно - административные барьеры для малого бизнеса как стояли, так и стоят.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
- На встрече с президентом основной состав участников был далеко не "банковский". Тем не менее нашей целью было обозначить приоритетные направления государственной политики в отношении банковской системы. Я озвучил целый набор предложений, и если от президента последуют соответствующие поручения, мы готовы реализовывать их вместе с правительством и Центробанком. Они касаются повышения капитализации банков, облегчения их доступа к долгосрочным ресурсам, снижения издержек.
Для того чтобы обеспечить в будущем более чем 7-процентный рост ВВП, нужен 30-40- процентный рост банковской системы. В 2003 году он составил 35 - 47 процентов, в прошлом - 20 - 30 процентов. Чтобы закрепить этот процесс и, более того, - вывести экономику на качественно новый уровень, необходимо осознать приоритетность банковской сферы. Например, Польша сейчас полностью уступила свой рынок иностранным банкам, то же происходит и в других восточноевропейских странах. И если мы не хотим последовать их примеру, нам надо позаботиться о том, чтобы облегчить жизнь отечественным кредитным организациям.
Мы должны также стимулировать наши банки, продвигая их в сторону бизнеса, а не сдерживать и ограничивать. И, как мне показалось, президент с этим согласился.
Очень неформальная была встреча. Не было никакой "заорганизованности", шла живая дискуссия, все спорили и даже перебивали друг друга. Чувствовалось, что и президенту, и участникам было очень интересно. К тому же многие обсуждаемые вопросы явно не были "запрограммированы".