В резком повышении тарифов на ЖКХ виноваты местные власти

"Российская газета" | Юрий Павлович, как объяснить взвинчивание коммунальных тарифов?

Юрий Тыртышов | Если бы соблюдались все параметры реформы, тарифы выросли бы на 10 процентов - настолько, насколько уже вырос федеральный стандарт уровня платежей. А на деле за два месяца этого года тарифы подскочили на 30 процентов в среднем по стране. Где-то рост составил все 50 процентов, а то и больше. В Эвенкийском АО стоимость услуг выросла в разы. Причин роста две: удорожание энергоносителей - по различным видам от 10 до 37 процентов и решение о переходе на стопроцентную оплату услуг потребителем. Отмечу, что начатый в 1997 году поэтапный отказ от убыточности ЖКХ завершается в этом году. Вместо бюджетного дотирования отрасли в целом мы переходим на адресную помощь конкретным потребителям - семьям с низкими доходами. На практике же получилось, что в тарифном регулировании "главную скрипку" сыграло политиканство местных властей. До этого они годами сдерживали тарифы ниже федеральных стандартов, а сейчас резко довели их до уровня окупаемости. Но если мэры вели собственную тарифную политику, то, чтобы избежать резких скачков, они должны были быть последовательными и продлить срок переходного периода. После того как Росстрой по поручению минрегиона провел проверки в регионах, нам удалось найти возможности снизить тарифы. В частности в Псковской, Челябинской, Астраханской областях.

РГ | Как совместить принципы социального государства и самоокупаемость ЖКХ?

Тыртышов | Самоокупаемые тарифы - это отказ от административной зависимости отрасли и прямая дорога к демонополизации ЖКХ. Теперь, с переходом на окупаемые тарифы, ЖКХ становится полноценным сектором экономики, открытым для малого и большого бизнеса. Начинают работать законы конкуренции, появляются дополнительные источники инвестиций. С переходом на окупаемые тарифы при оказании поддержки не предприятию, а потребителю отрасль оказывается в новых экономических условиях. От ЖКХ - услуга, от потребителя - деньги, от государства - социальная поддержка малоимущих. Роль социального государства состоит не в том, чтобы искусственно занижать стоимость услуг для всех и каждого, а в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся и тем самым гарантировать общедоступность жизненно важных услуг. Кроме того, функция государства - обеспечить контроль за тарифами, потому что ЖКХ как социально значимая отрасль никогда не сможет перейти на рыночное ценообразование.

РГ | Как формируют свои тарифы предприятия ЖКХ, что в них закладывается?

Тыртышов | Если раньше процедура утверждения тарифа была непрозрачной, то теперь это лукавство местных властей, умалчивающих о правах населения. Постановление правительства от 17 февраля 2004 года N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере ЖКХ" требует обеспечить "открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения". Уже действует и такая обязательная норма, как независимая экспертиза тарифов при утверждении. Вообще при формировании тарифов предприятия ЖКХ опираются на рекомендации федерального центра. Понятно, что они не могут установить жесткую структуру затрат для всех регионов. Технологический процесс везде разный. К примеру, водоканалам приходится брать воду из артезианских скважин или доставлять из открытых источников, расположенных на различном расстоянии от городов и поселков. Федеральный центр может дать только методики расчета тарифов. Дальше - дело муниципалитетов, утверждающих тариф.

РГ | На что сейчас делают упор власти регионов при заключении договоров аренды с частными компаниями, как защищают интересы потребителей?

Тыртышов | Частные компании интересны прежде всего как инвесторы, берущие на себя ответственность за развитие и стабильную работу предприятий ЖКХ. Поэтому договоры аренды, как правило, сопровождаются инвестиционными соглашениями. Если бы не устраивала только сложившаяся на предприятии система управления, то гораздо проще сменить руководителя. Но важно, чтобы местные власти нашли правильные приоритеты при заключении соглашений. В противном случае мы будем иметь вариант, когда, грубо говоря, программу написали, деньги закопали, о выполнении соглашения отчитались, а населению от этого теплее не стало.

РГ | Частные компании стремятся заложить в тарифы инвестиционную составляющую. Итак, вхождение бизнеса в ЖКХ оплачивают жители страны?

Тыртышов | Действительно, это главная проблема. Наличие в тарифе инвестиционной составляющей - это не преступление, на которое надо указывать пальцем и осуждать. Это, к сожалению, норма. Когда нет развития, наступает загнивание. Другое дело, что сам тариф, даже без инвестиционной составляющей, порою оказывается слишком высоким для многих потребителей. В таком случае надо решать проблему не тарифов, а заработных плат.

РГ | И все же, если государство гарантирует социальную помощь малоимущим, то почему беспокойство людей только растет?

Тыртышов | Тарифы попали в эпицентр недовольства прежде всего там, где региональные власти провалили разъяснительную и организационную работу. Порядок оказания социальной помощи в жилищно-коммунальной сфере с нового года изменился. Регионам дано право самостоятельно принимать решение о формах предоставления коммунальных льгот: они могут оставаться натуральными, а могут заменяться денежными выплатами. Очень важно, что законодательно закреплен запрет на уменьшение объемов социальной помощи. Больше можно, меньше - нет. Красноярский край, Челябинская область, Якутия, Башкортостан уже воспользовались этим правом и расширили объем региональных льгот. Но вот в Тверской области и Республике Тыва установленные денежные выплаты не покрывают стоимость прежних льгот. Росстрой потребовал от региональных властей выправить перекос.