Евгений Ясин: бизнес ждет действий властей

Первый - налоговое администрирование. У бизнесменов эта тема вызывает очень болезненную реакцию. В привычку налоговых органов вошло поднимать документы 2-3-летней давности, находить огрехи и предъявлять компаниям чудовищные налоговые недоимки. Предприниматели живут с ощущением, что каждый из них должен быть готов к тому, что "к нему придут". И придется отстаивать свой бизнес в суде. А тот скорее поддержит налоговую инспекцию, чем предпринимателя. Это подтверждают и те судебные процессы, которые идут по возврату НДС экспортерам. Может быть, именно поэтому бизнес так настойчиво просит вообще упразднить этот налог или снизить до такого уровня, при котором проблема не была бы столь чувствительной.

Конечно, предприниматели всегда будут стоять за снижение налогов. Полагаю, что та точка, которую определил вице-премьер Жуков - снизить их до 30 процентов от ВВП, - самая нижняя. Мы сегодня больше не имеем возможности для послабления налогового бремени. Крупнейшее снижение единого социального налога привело к дефициту бюджета Пенсионного фонда. Через десять лет он может дойти до 500 миллиардов рублей. Пока благодаря высоким ценам на нефть мы эту брешь латаем. Но у нас есть острая необходимость повышать зарплаты бюджетникам и пенсии. И дальнейшее снижение налогов не будет приводить к ожидаемому росту экономики. Это при налоговом бремени 38-40 процентов оно оказывало такое влияние. Сейчас - порядка 33 процентов. И думать, что все время можно ходить по одной тропке и снимать плоды с одних и тех же кустов, непрофессионально.

Еще один важный вопрос - проект закона о защите конкуренции. Реакция бизнеса понятна. Во-первых, в проекте закона имеются довольно существенные несовершенства. Там, по сути, идет речь об увеличении полномочий Федеральной антимонопольной службы. И это вызывает опасение, что она станет вторым изданием налоговой службы. Лично я в целом закон поддерживаю. И считаю, что до тех пор, пока антимонопольное ведомство у нас не станет сильным и не сможет принимать эффективные меры против монопольных действий, мы не будем иметь настоящей конкурентной среды. Напомню, что развитие рынка создает тенденцию концентрации производства и капитала. И это ни для кого не является открытием. Немецкие ордолибералы даже ввели такое понятие, как "конкурентный порядок". Сегодня состояние рынков такое, что требуется поддержание определенного порядка, прежде всего в интересах развития конкуренции. Вот почему я считаю, что ФАС должна быть сильным ведомством. Другое дело, что она не должна стать ведомством, которое получит право на произвол. Любые дела должны рассматриваться в суде.

Отсюда вытекает другая задача - добиваться независимости судов (в первую очередь от начальства, от телефонного права). Это касается также и прокуратуры, и других органов, которые осуществляют правоохранительные функции. Специально об этом на встрече с президентом разговора не было. Но к нему подводит логика. Может быть, не всем бизнесменам удобно говорить о таких вещах, потому что у них самих "рыльце в пушку" и они порой предпочитают решать вопросы деньгами, а не законом. Это, кстати, одна из причин поддержания конфликта, потому что обе стороны не без греха.

Хочу обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Это заявление президента о том, что он готов поддержать предложение о сокращении сроков исковой давности по сделкам по приватизации с 10 до 3 лет. Это играет исключительно важную роль для гарантии прав собственности. Как и предложения, которые сегодня с одобрения президента разрабатывает правительство. Прежде всего речь идет об упорядочении процедур налоговых проверок. Если такие решения будут приняты, это означает, что те обвинения, которые были предъявлены "ЮКОСу", практически не смогут быть предъявлены в будущем. Понятно, что закон обратной силы не имеет и президент явно дал понять бизнесу, что не хотел бы возвращаться к вопросу о "ЮКОСе". Но бизнес интересует не столько это компания, сколько новые прецеденты. И президент прямо сказал, что такие методы из нашей практики будут убраны. Это очень важно, поскольку означает, что навстречу бизнесу делается серьезный шаг.

Так что в целом я оцениваю встречу позитивно. Хотя понимаю, что доверие будет восстановлено не сразу. Бизнес - осторожный. Ему нужны убедительные действия властей. Не только заявления или даже изменения в законодательстве, а практика, как это все будет реализовываться. Как будут вести себя налоговая служба, прокуратура, суды. Если будут сделаны и эти шаги, тогда бизнес действительно почувствует себя уверенно. И станет таким же энергичным, каким он был до середины 2003 года.