Для подтверждения этого вывода достаточно обратить внимание на результаты первых месяцев работы новой общероссийской фондовой биржи, созданной в ноябре прошлого года для котировки на ней именно ценных бумаг второго эшелона. По словам руководителя департамента биржевых операций РТС Людмилы Урсковой, из 39 акций, которые начали котироваться на новой бирже, у 20 уже появились признаваемые котировки. То есть фондовый рынок принял их как реальные ценные бумаги, имеющие стоимость не только в глазах хозяев данных предприятий, но и у игроков рынка. При этом интерес к акциям второго эшелона возрастает столь быстро, что цены на них за три месяца увеличились на 20 - 50 процентов. В принципе это еще не предел. Так, в прошлом году доходность по инвестициям в "голубые фишки" российской энергетики составила чуть более 2 процентов, а по акциям одного из металлургических объединений - около 400 процентов, одной из компаний мобильной связи - 50 процентов.
Вот на этом игрокам биржевого рынка и можно делать деньги, считают эксперты.
До сих пор на пути вовлечения в биржевую игру акций предприятий второго и третьего эшелонов стоял ряд препятствий. И дело даже не в том, что хозяева предприятий не хотят котировать свои ценные бумаги (хотя, и это встречается) или их предприятия никому не интересны (уж о российской сталелитейной промышленности этого никак не скажешь). Просто сами биржи в основном предпочитали торговать лишь крупными лотами ценных бумаг с хорошо известной котировкой. То есть десятью "голубыми фишками", которые дают около 87 процентов объема биржевых торгов. Тем самым заведомо сужался как круг эмитентов (многим компаниям не нужно, да порой просто невозможно выбрасывать на рынок большое количество акций), так и круг потенциальных покупателей (мелким игрокам трудно найти денег на большой лот, а фондам, формирующим свои портфели, не нужно "складывать яйца в одну корзину").
Между тем в России 44 тысячи открытых акционерных обществ. В Китае, к примеру, все ОАО обязаны котировать свои акции на бирже. У нас такого закона нет. Но, по оценке президента РТС Олега Сафонова, процентов двадцать отечественных предприятий способно выставить свои акции на биржу и они будут ликвидными. В настоящее же время, по данным исследователей из "Бостон Консалтинг Групп", на биржевом и внебиржевом рынке вращаются акции только 2 процентов российских компаний. А на бирже и того меньше, менее 0,5 процента.
Сейчас на торги выставляются значительно меньшие по размерам лоты акций металлургических и машиностроительных заводов, компаний - операторов мобильной связи, отдельных энергетических и топливных компаний. Объемы котировок на одной биржевой сессии составляют около 7,5 тысячи долларов. По словам биржевиков, акции эти с удовольствием скупают, к примеру, паевые инвестиционные фонды, стремящиеся максимально диверсифицировать свои портфели.
Но в целом фондовый рынок России на фоне других стран по-прежнему выглядит крайне недоразвитым. Если на российском биржевом рынке вращается 240 ценных бумаг, то на французском - 800, а на американском - 7 тысяч. При этом в свободной продаже на отечественных биржах находится только 27 процентов акций (во Франции - 80 процентов, в США - 90 процентов). Доля первых десяти "голубых фишек" у нас более 80 процентов, у французов - более половины, а у американцев - 16 процентов.
Между тем, по мнению специалистов, биржевой рынок является одним из самых действенных инструментов привлечения инвестиций. В минувшем году в Европе, к примеру, акции на биржах разместили 373 компании, которые таким образом сумели получить на свое развитие 136,6 миллиарда долларов. 233 американские фирмы привлекли с биржи 44,6 миллиарда. В России же к такому способу добывания денег прибегли лишь 5 компаний. И инвестиции в них составили 620 миллионов долларов.
Правда, специалисты с удовлетворением констатируют: отечественные предприниматели все же начинают понимать, что одними банковскими кредитами возможные пути поиска инвестиций не ограничиваются. Если с 1996-го по 2003 год на бирже искали деньги на развитие всего шесть фирм, то в одном только 2004 году почти столько же. В 2005 году за два месяца к размещению своих акций на бирже в целях привлечения инвестиций прибегли уже две компании, в марте готовится еще одна. Между прочим, по словам Олега Сафонова, инструмент этот неизменно доказывает свою выгодность. Последняя компания, вышедшая на биржу и разместившая 19,9 процента своих акций на 151 миллион долларов, получила в итоге 796 миллионов. Так что традиционная для российских предпринимателей боязнь недооценки своих компаний исчезает. Но исчезает пока слишком медленно.