Впрочем, Алексей Кудрин опередил своего коллегу и оказался ближе к премьеру не только из-за схожести во взглядах, к примеру, в идее формирования так называемого инвестиционного фонда, из которого предполагается финансировать инфраструктурные проекты, но и в построении оптимистичных планов на будущее.
Злые языки утверждают, что Греф готов предложить кардинально повысить прогнозную ставку отсечения цены на нефть (стоимость барреля нефти, при превышении которой все доходы бюджета должны направляться в Стабфонд. - "РГ"). И это несмотря на то, что каждый доллар, на который повышалась цена отсечения, давался министру финансов Алексею Кудрину с большим трудом. Главный финансист никак не принимал оптимизма своего коллеги. Но, несмотря на это, с 2006 года его ведомство все же согласилось увеличить цену российской нефти, при которой экспортные пошлины и НДПИ начинают пополнять Стабфонд, на целый доллар - с 20 до 21 доллара за баррель. Причем с каждым днем главный финансист становился все щедрее и щедрее и в конце концов поднял планку до 25 долларов. Для министра финансов это был серьезный шаг. Впрочем, "скупость" Алексея Кудрина вполне объяснима: налоги не добираются, а расходы увеличиваются. Именно поэтому министр финансов бережно охраняет от посягательств вверенный ему Стабилизационный фонд. И, судя по всему, ни при каких условиях он не готов смириться с тем, чтобы всероссийская кубышка использовалась на инвестиции. "Стабилизационный фонд не является сейчас сколько-нибудь чрезмерным, его роль - сохранение макроэкономических параметров, являющихся важнейшим условием сохранения стабильности для бизнеса", - заявил вчера Кудрин присутствующим, среди которых уже не было премьера, с которым главный финансист дискутировал заочно. По его словам, использование Стабфонда может разбалансировать макроэкономические ориентиры для бизнеса, создав "большее зло". Как заметил министр финансов, в 2004 году инвестиции в основные фонды в России увеличились на 543 млрд. рублей. "Ни одним бюджетом, ни одним Стабилизационным фондом, превышающим уже 25 миллиардов долларов, мы не перекроем такой рост инвестиций в основные фонды", - убеждал глава минфина. И чтобы уж совсем напугать присутствующих, финансист призвал их не забывать уроки 1998 года, когда пришлось девальвировать национальную валюту, а жизненный уровень населения снизился в два раза.
Но раз уж министр финансов оказался столь стойким хранителем Стабилизационного фонда, главный экономист, видимо, решил пойти другим путем. Повышение цены отсечения, как поговаривают злые языки, до 34 долларов, учитывая, что правительственная бюджетная комиссия признала целесообразным планирование бюджета на 2006 год исходя из средней стоимости "черного золота" в 34 доллара за баррель, как минимум означает, что в следующем году Стабфонд перестанет "раздуваться". Именно поэтому вчера министр финансов и приводил веские аргументы, чтобы переубедить своего слишком оптимистично настроенного коллегу Германа Грефа.
Правда, идея главного экономиста настолько понравилась премьер-министру Михаилу Фрадкову, что на коллегии он тут же заявил, что отныне "минэкономразвития - это штаб правительства". И именно ведомство Грефа, а не Кудрина теперь должно наполнить бюджетное планирование качественным содержанием и даже, не побоялся этого слова глава правительства, "смыслом". При этом Фрадков тут же предупредил экономистов, что "не надо разводить всякий раз руками, ссылаясь на сложившийся порядок вещей, а надо задавать напряжение по поиску ресурсов". Зал при этом пытался прочувствовать всю глубину и ответственность момента, дабы оправдать высокое доверие.
Тем не менее ведомству Грефа вряд ли кто-то сейчас бы позавидовал. Ведь, несмотря на напряженный график и вечные стенания министра о недостатке заместителей, именно на минэкономразвития возлагается вся ответственность за проведение реформ. По словам Фрадкова, главным критерием эффективности экономической политики должно стать повышение уровня жизни россиян. Отсюда и главная задача - "сделать центром экономической политики правительства социальные вопросы, благосостояние людей". Для этого премьер предложил чиновникам научиться за каждым действием видеть положение человека. А чтобы решение социальных вопросов не сводилось лишь к удвоению зарплат бюджетников и пенсий к 2008 году, экономисты должны "планировать социальный эффект реформ", видимо, чтобы не повторилась ситуация с заменой льгот деньгами. "Любая реформа должна быть представлена разработчиками в виде целей, задач, механизмов, потребности в ресурсах, - напутствовал присутствующих премьер, напомнив, что, собственно, Греф и пропагандировал такой подход. - Очень бы не хотелось, чтобы это стало декларацией, и буду требовать соблюдения этого подхода прежде всего от минэкономразвития".
Экономистам же предстоит и мобилизовать новые источники роста, поскольку, как признал Фрадков, в начале года экономика стала подавать тревожные сигналы даже на фоне высоких мировых цен на нефть.
- Да, наша экономика зависит от экспорта сырья, - констатировал Фрадков. - Но я против того, чтобы возводить эту зависимость в абсолют. Когда в ходе среднесрочного планирования мы то и дело обсуждаем плюс несколько долларов к цене на "черное золото", мы сами обрекаем себя на "нефтяной синдром".
Поэтому глава кабинета министров предложил экономистам еще раз обратить внимание на внутренние факторы роста и мягко напомнил Грефу, который в среднесрочной программе так и не дал ответа на вопрос о том, как удвоить ВВП за десять лет, что эта задача по-прежнему остается в повестке дня. Впрочем, Греф не стал возмущаться и говорить о ее нереалистичности, как это было раньше. Вместо этого он решил рассказать о том, что 2005 год, по его мнению, станет основополагающим в реализации среднесрочной программы. "Если мы в этом году не заложим фундамент реформ и не примем ключевые законопроекты, то, я боюсь, мы не сможем выполнить среднесрочную программу", - добавил министр, видимо, намекая на то, что его многократно переработанное детище до сих пор так и застряло в аппарате правительства.
- Работайте активно, но при условии глубокого анализа, - распределив задачи, напутствовал премьер подчиненных и уехал. Вместе с ним "снялся" и белдомовский десант. Проводить высокого гостя пошел и "хозяин" Герман Греф, поэтому следующий докладчик - министр финансов - остался в гордом одиночестве. Хотя это не помешало главному финансисту развернуть заочную дискуссию с уже покинувшим заседание главой кабинета министров. "У правительства России на сегодняшний день отсутствуют возможности для одновременного снижения налогового бремени, увеличения зарплаты в бюджетной сфере, расходов на оборону и безопасность, а также поддержки крупных инвестиционных проектов", - заявил Кудрин. По его словам, рост расходов федерального бюджета не должен опережать темпы роста экономики, и недопустимо создавать ситуацию разбалансировки роста бюджетных расходов, увеличения ВВП и снижения налогового бремени. "Иначе мы потеряем устойчивость бюджета к рискам", - заметил министр. Поэтому Кудрин и предложил кабинету определиться с приоритетами.
- Я готов согласиться с вами, - тут же откликнулся подошедший Греф. - На первом месте должно быть здравоохранение, на втором - образование и на третьем - инфраструктура и увеличенные госинвестиции.
Возражать Кудрин не стал. Все еще впереди, поскольку сегодня в Белом доме вновь пройдет заседание бюджетной комиссии и, скорее всего, оно будет нелегким и для главного экономиста, и для главного финансиста.
Планы Минэкономразвития в 2005 году
Налоги: налоговые преференции в особых зонах. Борьба с трансфертным ценообразованием. Улучшение администрирования НДС. Дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых.
Бюджетная политика: разработка трехлетнего финансового плана.
Частногосударственное партнерство: разработка концепции партнерства (инфраструктура, наука, подготовка кадров).
Недвижимость и собственность: создание кадастра объектов недвижимости, инвентаризация уже учтенных участков ради перехода к взиманию налогов исходя из кадастровой стоимости. Разработка предложений по быстрой регистрации нового бизнеса в одном окне. Создание экспертного совета по оценке собственности при Минэкономразвития, разработка стандартов оценки.