Интернет меняет музыкальную индустрию

Кто-то все испортил

Знаменитый электронный рок-музыкант Трент Резнор, лидер и единственный постоянный участник группы Nine Inch Nails, после трехлетнего молчания выпускает новый великолепный альбом With Teeth. Да вот беда - еще до момента официального выхода работы в свет несколько композиций утекли в Интернет и разошлись заметным тиражом. Причем композиция The Hand That Feeds, которой предстояло стать синглом, попала к слушателям в виде записи с радиостанции - плохонького качества. На своем сайте nin.com Резнор отвечает на вопросы посетителей. Самый свежий из них - о той самой утечке: хорошая ли это реклама для нового альбома или скорее неутешительно, что фанаты не могли подождать? Музыкант в грубых выражениях пишет, что очень раздражен: плоды тяжелого труда должны были быть представлены публике по продуманному плану, и кто-то чрезмерно нетерпеливый или злонамеренный все испортил. Нет хуже способа представить первую новую композицию за долгое время, чем в виде записи с радио убогого качества.

Музыка догоняет знакомства

Интернет стал по ту сторону океана важнейшим фактором для развития музыкальной индустрии. Когда в конце XX века начала бурно расти аудитория интернет-изданий, на конференциях обсуждали: убьет ли Интернет телевидение? Убьет ли Интернет газеты? Подобные разговоры продолжаются до сих пор, вот в конце февраля президент Sports Illustrated заявил, что, мол, "печать мертва". Но все-таки в этой области не происходит ничего неожиданного. А что аналитики проморгали - так это компьютерные сети повлияли на музыкальную индустрию. Здесь не обошлось без сюрпризов: музыка в Интернете - это не только пиратство, это еще быстро растущие легальные продажи.

Американская ассоциация онлайновых издателей опубликовала отчет за 2004 год о расходах покупателей США на информацию в электронном виде. Это включает как подписку на платные сайты, так и файлы mp3 (и других компьютерных форматов для музыки). Так вот, интернет-продажи составили 1,8 миллиарда долларов, на 14% больше прошлого года. Самый большой кусок этого пирога - 470 миллионов долларов, - как и раньше получают сайты знакомств и поиска работы. А вот на второе место вышли развлечения и стиль жизни: эта категория почти удвоилась, достигнув 414 миллионов. И такой рост обеспечили онлайновые продажи музыки.

В нагрузку больше не продать

Но дело не только в том, что потребители покупают музыку через Интернет и слушают на компьютерах или в mp3-плеерах. Теперь гораздо больше музыки расходится не альбомами, а отдельными песнями. Если раньше музыканты делали пластинку, в которой была пара продающих ее хитов, и предлагали ее, например, за 15 долларов, то теперь хиты покупают отдельно - каждый менее чем за доллар. И это в западном мире, а у нас эта музыка доступна на порядок дешевле и почти легально за счет наличия в законах неоднозначной схемы коллективного управления авторскими правами - "РГ" писала об этом год назад: www.rg.ru/2004/04/02/doremi.html. Недавно московское представительство Международной федерации звукозаписывающей индустрии IFPI обратилось в прокуратуру с просьбой возбудить дело против одного из таких сайтов, www.allofmp3.com, но им было отказано за отсутствием состава преступления: сайт работает по лицензии Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (www.roms.ru).

Однако вряд ли звукозаписывающие компании успокоятся: ставки велики. И они увеличиваются с ростом онлайновых легальных продаж музыки. Оказалось, что потребители готовы платить за композиции в электронном виде, если это будет удобно. Американская компания Apple, выпускающая компьютеры "Макинтош", совершила новую революцию, выпустив в 2001 году музыкальный плеер iPod, который был по-макинтошевски элегантен, удобен, включал объемный жесткий диск и интегрировал с их же онлайновой службой продаж музыки iTunes (все это до сих пор недоступно для российских потребителей). К концу 2004 года через iTunes продавалось более 4 миллионов композиций в неделю. А воодушевленные этим успехом конкуренты вовсю запускают альтернативные интернет-магазины mp3-музыки. И совсем скоро высококачественные музыкальные плееры будут интегрированы с мобильными телефонами, что обеспечит новый рывок продаж музыки в файлах. Первые аппараты такого рода - не просто проигрывателя mp3 в телефоне, а полноценного совмещения с плеером, в том числе обеспеченным полугигабайтом памяти, - начали поступать в продажу в этом году. Когда телефон у каждого из нас в кармане будет хранить и проигрывать сотни музыкальных композиций высокого качества, спрос на такие файлы будет очень велик.

Онлайновое распространение музыки становится все важнее. В разделе музыкальных рейтингов сайта Би-би-си даже завели отдельный The Official UK Download Chart, в котором публикуются списки самых популярных композиций, легально загруженных в Великобритании из 21 онлайнового музыкального магазина. И он не очень-то совпадает с рейтингом обычных пластинок. В Интернете не только иные механизмы распространения музыки, но и популярность больше зависит от качества музыки, чем от рекламы и предпочтений звукозаписывающих компаний.