"Парижский клуб" хочет давать России дисконт

За последние дни о желании России досрочно погасить долги странам-кредиторам снова заговорили сразу несколько влиятельных в финансовом мире фигур. Вчерашнее же заявление директора Всемирного банка по России Кристалины Георгиевой, надо полагать, стало ответом на позицию некоторых кредиторов, которые стараются выжать из ситуации максимум для себя. Во-первых, вопрос о досрочном погашении долга не может решаться в рамках "бухгалтерского подхода", во-вторых, Россия помимо всех прочих выгод избавляется от лишних денег, и, таким образом, это способствует сдерживанию инфляции.

Между тем министр финансов ФРГ Ханс Айхель озвучил условия, на которых некоторые страны-кредиторы могли бы взять у России деньги: Москва вряд ли сможет рассчитывать на дисконт (скидку) при досрочной расплате со своим крупнейшим европейским кредитором. Он даже предположил, что лучше бы ей доплатить за это, добавить к сумме долга 3-5 процентов, которые кредитор теряет.

В мировой финансовой практике существует, на первый взгляд, парадоксальная вещь: преждевременный возврат долгов не приветствуется. Кредиторы, как правило, рассчитывают на возможность заработать, получая проценты по долгу. И не все страны - члены Парижского клуба готовы получить свои долги ранним числом. За исключением разве что Франции, Италии и Германии, бюджеты которых испытывают ныне серьезный дефицит.

"Впрочем, досрочное погашение выгодно России по экономическим соображениям и без всяких скидок", - заявил помощник российского президента Игорь Шувалов на встрече с американскими деловыми кругами. Хотя "исходя из политических соображений, следовало бы настаивать на дисконте," - заметил он.

Официальные представители минфина, с которыми пытался связаться корреспондент "РГ", как и следовало ожидать, воздержались от какого бы то ни было комментирования.

Действительно, торги с Парижским клубом идут не первый месяц, и позиция России, предложившей вначале обычную сделку с нормальным скидкой, как это и требует международная практика, может измениться под давлением обстоятельств.

На 1 января 2005 года долг России Парижскому клубу составлял 43,1 миллиарда долларов. В конце прошлого года, когда сделка обсуждалась гипотетически, эксперты считали, что Россия за три года может выплатить большую часть долга - 30 миллиардов долларов, сэкономив на выплате процентов около 3 миллиардов долларов. Кроме того, еще 15 процентов долга, по оценкам западных финансистов, кредиторы могли списать в качестве "премии" за досрочность.

Где взять деньги на досрочные выплаты, Россия решила - уж очень быстро рос (да и продолжает расти) Стабилизационный фонд. Были основания и для того, что Запад согласится получить деньги досрочно и даже "приплатит" за это. Та же Германия, крупнейший из кредиторов (мы должны ей 18 миллиардов долларов), испытывала бюджетный дефицит, неприличный по меркам ЕС, на что ей и указывали партнеры. Не случайно именно она принялась приторговывать российскими, точнее, еще советскими долгами, переведя их в ценные бумаги на шесть миллиардов долларов. Но совсем недавно Евросоюз стал более лояльно относиться к странам, у которых дефицит бюджета превышает нормы ЕС, тем паче что все эти "штрафники" - самые крупные члены союза - Германия, Италия и Франция. Так что у немцев отпала необходимость латать бюджетные дыры любыми способами, и они уклонились от предоставления дисконта при расплате.

Еще один повод для скидок - списание самой Россией долгов третьим странам, которые она произвела как член Парижского клуба: и беднейшим, и многострадальному Ираку. Но и это пока не принимается во внимание.

Наконец, злую шутку сыграло и достижение Россией позиции "идеального заемщика", успешно и вовремя расплачивающегося со своими кредиторами. Именно на это и указывали партнеры по переговорам о досрочной расплате. Если у России есть деньги, она способна полностью рассчитаться с МВФ, то точно так же она сможет расплатиться и с Парижским клубом без всяких скидок. Примерно так можно суммировать аргументы противников дисконта.

Впрочем, переговоры все еще ведутся, и все заявления, включая и чисто политические, не что иное, как обычные элементы торга, да еще такого огромного. Так что всем его участникам придется еще считать и считать все выгоды и потери от досрочных расплат.