Вот и вчера для обсуждения пяти вопросов, вынесенных на заседание кабинета министров, участникам понадобилось лишь 30 минут. Впрочем, это событие было вполне ожидаемым, ведь практически все вынесенные в повестку дня вопросы были техническими.
За две минуты без замечаний и обсуждений правительство приняло предложение главы минфина Алексея Кудрина о передаче полномочий по контролю за кассовыми операциями налоговикам. Потом после 10-минутного обсуждения согласилось и с другим предложением финансиста: о выделении свыше 2 миллиардов рублей в качестве дотаций регионам на оплату транспортным компаниям социальных проездных. За это время министр финансов успел рассказать коллегам о том, что с начала 2005 года всего 13 процентов льготников в 58 регионах выкупили проездные билеты на все виды транспорта, остальные предпочли воспользоваться "живыми" деньгами (50 рублей в месяц). Причем основная часть льготников, приобретших единые проездные, проживает, как правило, в крупных городах. К примеру, в Санкт-Петербурге льготные проездные выкупили 35% льготников. "Таким образом, с одной стороны, льготники стали пользоваться дополнительными средствами, но при этом средства пришли и в транспортные организации, объем которых на 20% больше, чем за аналогичный период 2004 года", - подсчитал Кудрин. Именно этот факт министр финансов и считает тем позитивным результатом, который удалось достичь при проведении мер по обеспечению доступности транспортных услуг для льготников. Во втором квартале решение о продаже льготных проездных будет реализовано еще в 6 субъектах. Вместе с тем в 14 регионах власти решили пока сохранить право бесплатного проезда для льготников, заметил Кудрин.
Выделение же регионам дотаций, предложенных минфином, осуществляется в рамках договоренности федерального центра с субъектами об обеспечении равного доступа транспортных услуг как региональным, так и федеральным льготникам. В первом квартале к этому договору не присоединился лишь один регион, однако позже и он пересмотрел свою позицию.
- То есть мы можем констатировать, что контроль установлен? - пытался услышать подтверждение от министра финансов Михаил Фрадков.
- Да, - со всей ответственностью заверил Кудрин.
Более того, в конце года он пообещал, что будет сформирован полный регистр льготников, которые воспользовались едиными проездными билетами.
Но столь благостную картину решил нарушить вице-премьер Александр Жуков. Он заметил, что вопреки договоренности центра и регионов в ряде субъектов федеральные льготники покупают единые билеты, а региональные продолжают ездить бесплатно. При этом он, правда, не стал называть конкретный субъект, но просил поверить ему на слово. "Если это условие не выполняется, то не надо торопиться с выделением средств этому региону", - возмущенный столь несправедливой ситуацией заметил Жуков. Присутствующие одобрили предложение заместителя председателя, тем не менее решение о выделении регионам во втором квартале 2,177 миллиарда рублей было принято.
Разобравшись с транспортниками и льготниками, кабинет министров взялся за учебники. Министерство образования и науки вчера представило изменения в положение своего ведомства, согласно которым на него возложены функции по установлению порядка экспертизы учебников и принятию перечня учебников, рекомендованных и допущенных для изучения в школах. По словам главы ведомства Андрея Фурсенко, "эти формальные изменения решают существенный вопрос". Впрочем, именно об этом и решил напомнить коллеге министр обороны Сергей Иванов, приведя в пример неточность содержательной части некоторых учебников, связанной с патриотическим воспитанием, о чем на совещании в Орле говорил президент Владимир Путин. В ответ на это Фурсенко сказал: "Мы изменили порядок экспертизы, привлекли к экспертизе специалистов Российской академии наук, Российской академии образования, чтобы таких вещей, связанных не только с патриотическим воспитанием, но и с другим, не было".