Отсутствие работающей стратегии, по общему мнению, до сих пор остается главной проблемой. Несмотря на то, что фондовый рынок в прошлом году "отметил" десятилетие своего существования в России, его законодательная база фрагментарна. Она хронически отстает от потребностей этого сектора экономики.
Подготовленный Федеральной службой по финансовым рынкам(ФСФР) проект документа исходит из того, что совокупные национальные сбережения, в том числе сбережения домашних хозяйств и средства, вложенные в накопительные пенсионные системы, "представляют собой источник, который может в существенной мере обеспечить инвестиционный рост экономики". Рынок под контролем ФСФР должен трансформировать эти деньги в инвестиции. Для этого проект предполагает "укрепить доверие к фондовому рынку и обеспечить прозрачность сделок с российскими акциями". Документ обещает, что к 2008 году, когда она должна быть реализована, доступ к рынку капиталов получат "большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес". Намечено и "сокращение потерь инвесторов от нарушения их прав и интересов".
В цифрах цели стратегии таковы. Капитализацию компаний на рынке акций ФСФР намерена повысить с 40 до 50 процентов ВВП. А долю сделок с российскими акциями на российских же биржах увеличить до 70 процентов. Сейчас, как известно, более половины таких сделок эмитенты совершают за границей. К 2008 году доля инвестиций в основной капитал, обеспеченная фондовым рынком, должна вырасти с нынешних 6,6 до 10 процентов.
С учетом займов у российских банков и на международном рынке капитала заявленный в стратегии показатель доли инвестиций должен приблизиться к отметке 25-30 процентов. При этом документ предусматривает, что "риски и издержки при привлечении капитала на российском рынке существенно снизятся". Очень важно и то, что меры, предусмотренные стратегией, позволят российскому финансовому рынку развиваться более быстрыми темпами по сравнению с ростом ВВП.
Эти амбициозные цели стратегии, доработка которой сейчас вышла на финишную прямую, вызвали живейший отклик участников рынка. Среди главных изъянов проекта руководители национальной фондовой ассоциации отметили то, что "стратегия не отражает экономический эффект взаимодействия государства и рынка".
Одной из таких точек соприкосновения имеет шансы стать идея инвестирования пенсионных накоплений в акции российских предприятий, торгующихся на биржах. На прошлой неделе глава ФСФР Олег Вьюгин заявил, что скоро будет дан старт этой масштабной программе. Участники "круглого стола" высказались за то, чтобы стратегия предусматривала "создание конкуренции на рынке инвестирования пенсионных накоплений". Они хотели бы избежать ситуации, когда негосударственные пенсионные фонды окажутся в неравных условиях по сравнению с государственным. Эти опасения подпитывает тот факт, что львиная доля денег после начала пенсионной реформы миновала частные фонды. Кроме того, в столь деликатной сфере нужно определить оптимальное сочетание риска и доходности, что затруднительно без "указующего перста" государства.
Была поднята и давняя идея профессионального сообщества о том, что стратегия должна содержать четкие критерии эффективности работы ФСФР. Она, как видим, смыкается с задачами административной реформы, которая ставит целью оценку работы ведомств по результату. Бурю возмущения вызвало и отсутствие всяких упоминаний в проекте стратегии о саморегулируемых организациях. "Хотелось бы знать, как видит роль этих структур наш регулятор", - резюмировал один из экспертов. Одним из "корней" этой претензии было то, что профессиональное сообщество практически было отсечено от создания этого важнейшего документа.
Досье "РГ"
Первым документом, регламентирующим работу фондового рынка, был Указ президента Бориса Ельцина "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ", изданный в 1994 году. Следом за ним была создана ФКЦБ - прообраз нынешней ФСФР. Потом вступили в силу законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Наконец, в 1999 году был принят Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Важнейший закон об инсайдерской информации до сих пор не принят.