Депутаты хотели получить от министра транспорта Игоря Левитина, руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаила Акулова и руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова информацию "о ходе структурной реформы железнодорожного транспорта и о мерах, принимаемых правительством по обеспечению устойчивого финансирования дорожного строительства". И дать правительству рекомендации, как решать проблемы, возникающие в ходе реформы. Хотя, как выяснилось, транспортникам были нужны не столько советы и рекомендации, сколько деньги. И на убыточные пассажирские перевозки, и на дорожный комплекс.
Впрочем, рассказ Игоря Левитина о переменах, происходящих на железной дороге, был вполне оптимистическим. Проведение структурной реформы, сообщил он депутатам, не привело к снижению финансово-экономических показателей железнодорожного транспорта. При росте ВВП на 7,1 процента грузооборот компании вырос в прошлом году на 8 процентов, пассажирооборот - на 3,5 процента, средняя скорость доставки грузов увеличилась на 6 процентов. Рост производительности труда в отрасли составил 7 процентов. Новая система управления помогла преодолеть узкую отраслевую направленность и "позволила увязывать перспективные сценарии развития железнодорожного транспорта с развитием других отраслей транспортного комплекса". У железнодорожников создана своя вертикаль власти. И сейчас начинается второй этап реформы, который предусматривает выделение из компании "Российские железные дороги" дочерних акционерных обществ по целому ряду видов деятельности - по производству и капитальному ремонту путевой техники, производству электротехнической продукции, капитальному ремонту грузовых и пассажирских вагонов, контейнерных и рефрижераторных перевозок, а также в строительном комплексе. И главная новость, как сказал Игорь Левитин, совет директоров "Российских железных дорог" одобрил создание в 2007 году федеральной пассажирской компании. К этому же 2007 году ОАО "Российские железные дороги" увеличит объем грузовых перевозок на 22,5 процента, пассажирских - на 8,4 процента. При этом объем грузооборота превысит 2 триллиона тоннокилометров, превзойдя показатели 1992 года. К 2010 году на 13 процентов возрастут скорости доставки, а уровень отправок будет доведен до мировых показателей - 90-95 процентов. Министерство по-прежнему внимательно будет смотреть на Дальний Восток, где есть глубоководные порты, и постарается сделать Транссиб конкурентоспособным на международном уровне.
А вот состояние автодорог и ситуацию с развитием их сети в России министр транспорта назвал критическими. "За последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог в стране упали почти в 4 раза. Объемы ремонтных работ за это время снизились в два раза. Левитин считает, что на строительство дорог выделяется слишком мало денег. Если не принять меры, Россия может столкнуться в этой отрасли с коллапсом. "По всем федеральным программам за пять лет отрасль недополучила около 70 миллиардов рублей. Еще более тяжелая ситуация сложилась в регионах, которые фактически оказались на голодном пайке из-за сужения налоговой базы. В результате чего доля расходов на дорожное хозяйство в консолидированном бюджете Российской Федерации снизилась с 29 процентов в 2000 году до 9 процентов в 2004". Более 60 процентов федеральных дорог и около 75 процентов территориальных не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. "Расчеты показывают, - сказал Левитин, - что в ближайшие годы будет полностью исчерпана пропускная способность участков ряда автомобильных дорог не только в Москве и Санкт-Петербурге, но также в Новосибирске, Красноярске, в районе большого Сочи, Екатеринбурге, с выходом на Тюмень, Владивосток. А также подъезды к другим крупным городам". Игорь Левитин и большинство поддержавших его депутатов считают, что необходимо резко увеличить объемы бюджетного финансирования дорожного комплекса. Но, по мнению министра, нужно уходить от практики "размазывания бюджетных средств по множеству второстепенных объектов": из-за этого строительство растягивается на долгие годы и ни на одном из участков не достигается быстрый и эффективный конечный результат. Левитин также надеется, что немалые средства может привлечь в дорожную отрасль закон "О концессионных соглашениях", и попросил депутатов обратить особое внимание на законопроект, который был принят в первом чтении ровно девять лет назад, в апреле 1996 года. Законопроект определяет концессионное соглашение как договор о передаче инвестору на возмездной основе прав пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, или права на создание нового имущества с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность. Левитин отметил, что концессия - это общепринятая мировая практика: "Из-за отсутствия этих норм страна теряет миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов ежегодно".
Депутаты, выслушав министра, несколько огорчились, что Левитин не рассказал им о "секретах" и трудностях, которые испытывают железнодорожники во имя того, чтобы поезда продолжали мчаться по рельсам и дорога жила. И сами раскрыли эти "секреты" - о маленькой зарплате железнодорожников, о лишении их дополнительного трехдневного отпуска, о низких темпах строительства жилья. Но при этом выразили надежду, что транспортники на верном пути, надо только соблюдать осторожность и не превышать скорость реформ.