Бензин может подорожать на 10-20 процентов
Причины давно ожидаемого всплеска цен на топливо - те же, что и в прошлом году. Есть лишь акценты, которые еще более усугубляют проблему. Если весной 2004 года мировые цены на нефть "просто росли", то сейчас они уже побили все мыслимые рекорды. Вчера цена барреля нефти на Нью-Йоркской бирже составила 55,95 доллара, и нет недостатка в "повышательных" прогнозах. А что до внутренних цен на нефтепродукты, то за прошлый год они "прибавили в весе" 33 процента, и нынешний рост начинается с очень высокой планки. В ближайшие дни ожидается, что средняя цена на самую ходовую марку бензина Аи-92 сравняется с рекордным показателем ноября прошлого года - 14,86 рубля за литр. И не замедлит повышаться дальше. Помимо нефтяных цен, на повышение дружно "работают": начало посевной кампании, открытие морской и речной навигации, а также то, что несколько нефтеперерабатывающих заводов в центре России встали на профилактику и снизили производство.
В этих условиях, как свидетельствуют опросы общественного мнения, почти 90 процентов россиян выступают за государственное регулирование топливных цен.
При этом часть населения ратует за административные методы, другая - за экономические. Предлагаемые экспертами меры имеют диапазон от уменьшения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль до создания биржи нефтепродуктов как ценового индикатора. И то, и другое, впрочем, грешит прожектерством: цены растут уже сегодня, а идеи еще только дискутируются.
А поскольку повлиять на мировые торговые площадки Россия не в состоянии, то среди предложенных "противоядий" на первый план выходит одно - повышение экспортных пошлин на нефть. С 1 июня может быть, по прогнозам РТС, установлена рекордно высокая экспортная пошлина в размере 115-120 долларов за тонну. Такие меры снижают прибыль от вывоза нефти и - сугубо теоретически - должны "завернуть" топливные потоки внутрь страны.
Однако экспортная пошлина, установленная с 1 апреля, составляет 102 доллара за тонну, что ненамного меньше предсказываемой летней ставки. Так вот, ожидаемого экспертами прекращения роста внутренних цен на бензин не произошло. Произошло ровно противоположное. Причина такой "неуправляемости" в том, что одного повышения пошлин недостаточно - нужно одновременное снижение цен на нефть, чтобы "отбить" у нефтяников вкус к экспорту. Так что "потенциал сдерживания" экспортных пошлин тоже весьма ограничен.
Между тем власть пока не сказала своего слова. В прошлом году, напомним, эффективного противодействия скандальному росту цен так и не было выработано: нельзя же считать таковым безуспешные попытки антимонопольной службы выявить и доказать картельный сговор нефтяных компаний. Сейчас "момент истины" назначен на 13 апреля, когда Госдума заслушает предложения министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Поводом для думских слушаний стало требование министра сельского хозяйства Алексея Гордеева взять цены под контроль перед началом посевной кампании.