- Я оцениваю сценарные условия как консервативные, - заметил глава правительства, еще раз напомнив министру, отвечающему в стране за экономический рост, что вопрос удвоения ВВП с повестки дня не снимается. По его словам, перед правительством теперь стоит задача по выявлению резервов для ускорения экономического роста. "Такие возможности поиска есть", - уверен глава кабинета министров. Более того, он считает, что правительство последовательно "идет по этому пути". Теперь Фрадков пытается направить деятельность правительства на обеспечение сбалансированного федерального бюджета, финансовой стабильности и снижение инфляции. Благо, по словам премьера, минфин и минэкономразвития "уже вышли на четкое понимание своей роли в бюджетном процессе". То же самое он ожидает и от других министерств и ведомств. Несмотря на консервативность сценариев, выражающаяся в снижении доходов на 3 процента ВВП (во много за счет уменьшения прогнозируемой цены на нефть с 39 процентов в 2005 году до 34 процентов в 2006 году и сокращения налоговых поступлений), речь идет о решении социальных проблем, завершении ряда экономических и институциональных реформ и обеспечении финансирования приоритетных проектов, в первую очередь инфраструктурных. То есть кризис получается неплохой, а, скорее, хороший - с повышением темпов экономического роста. Пусть и небольшим.
Вышедший на правительственную трибуну главный экономист чувствовал себя явно неуверенно. Тяжело вздыхая и изредка сбиваясь с мысли, Греф рассказал о том, почему именно такие сценарии были разработаны его ведомством.
- Тезис первый, - сделав паузу и глубоко вздохнув, начал главный экономист. - Ускорение темпов роста экономики России за счет высоких цен на нефть на мировом рынке уже невозможно.
Среднемесячный темп роста ВВП в первом полугодии 2004 г. составил 0,7 процента, во втором - 0,5 процента. В январе-феврале 2005 г. при не менее благоприятных внешних условиях этот показатель едва составил 0,2 процента. Именно поэтому министр и предложил "искать резервы темпов роста в другом месте". Правда, уточнять, где именно, Греф не стал, видимо, чтобы не высказывать собственного незнания. Зато признался: "У нас есть сегодня понимание того, в каком направлении будут двигаться макроэкономические показатели или... во всяком случае мы представляем себе тенденцию".
Вот с тенденциями, наверное, в ведомстве Грефа всегда было хорошо. Поэтому и в разработанных сценариях учитывалось проведение активной социальной политики, а именно, увеличение вдвое доходов работников бюджетной сферы и размера пенсий, а также дальнейшая диверсификация экономики страны. Про налоговые новации Греф говорить особо не стал, заметив, что их так долго обсуждали на разных уровнях, что вряд ли стоит повторяться. Хотя, по расчетам его ведомства, эти меры дадут прирост ВВП в 2005 г. в размере 0,2 процентных пункта и до 2008 г. - 0,1-0,2 процентных пункта ВВП.
Согласно основному, так называемому инновационному сценарию, в следующем году профицит ожидается на уровне 1,6 процента ВВП. "Это тот объем, который позволит стерилизовать 9-10 миллиардов долларов, что необходимо из-за увеличения валютных резервов", - заметил Греф. По словам министра, в 2007-2008 годах профицит федерального бюджета будет поддерживаться примерно на том же уровне, что и в 2006 году. Правительство исходит из того, что "цена отсечения" для формирования Стабилизационного фонда будет составлять 27 долларов за баррель, насыпав соль на рану министра финансов, заметил главный экономист. По его словам, цена отсечения на уровне 27 долларов за баррель гарантирует уровень сохранения непроцентных расходов федерального бюджета в размере 15 процентов ВВП в год. "Выходить за этот показатель не рекомендуется для здоровья экономики", - предупредил экономист. И чтобы уж хоть как-то приободрить коллегу-финансиста, заметил, что в случае установления цены отсечения более 27 долларов за баррель необходимо будет разрабатывать дополнительные механизмы стерилизации избыточной денежной массы либо прогнозировать иные параметры инфляции.
Приоритетом в инвестиционных расходах министр считает реализацию федеральных целевых программ, программ реформирования в конкретных отраслях. "Затевать реформы без финансового обеспечения невозможно, есть риск дискредитации самого понятия реформы", - сказал министр. Еще одним приоритетом он считает реструктуризацию всех текущих бюджетных обязательств. "Сегодняшние затраты, в том числе консолидированные затраты на обороноспособность и безопасность, требуют существенного повышения их эффективности. Без этого сокращения непроизводственных затрат, численности сотрудников и гражданского персонала при одновременном повышении зарплаты не решить проблему повышения в целом государственной эффективности", - предупредил Греф.
Министр финансов с большим трудом усидел, слушая рассуждения Грефа. Он даже не стал задавать уточняющие вопросы. Кудрин готовился к решительному заявлению, которое должно было окончательно убедить присутствующих министров в правильности его позиции по снижению цены отсечения до 25 долларов за баррель. До начала заседания главный финансист даже раздал своим коллегам документы с отрицательными отзывами зарубежных инвесторов на предложение о повышении ставки отсечения до 27 долларов. Пока коллеги читали, Кудрин говорил о том, что на самом деле вопрос о цене отсечения является спорным. С одной стороны, можно ожидать, что цены на нефть, судя по всему, снижаться не будут. Но, с другой стороны, предупредил о том, что возникает немало рисков, в том числе и инфляционных. В прогнозе минэкономразвития среднегодовая цена на нефть в 2005 г. прогнозируется на уровне 39 долларов за баррель, а в 2006 г. - 34 доллара. "Я поддерживаю такой прогноз", - заметил глава минфина. В то же время он отметил, что в последние годы Россия была свидетелем взлетов и падений уровня цены на нефть на мировом рынке. Так, в 1998 г. цена на нефть составляла 12 долларов. "Наша экономика должна быть застрахована от таких взлетов и падений", - подчеркнул Кудрин, выразив надежду, что в случае реализации заложенных в сценарные условия прогнозов экономика действительно будет застрахована от возможных перепадов цен на нефть. "Если все эти сценарные условия состоятся, то в целом мы можем поддержать этот документ", - мягко заметил Кудрин.
Он также призвал правительство не ослаблять монетарную политику. Напомнив при этом, что в текущем году правительству не удастся удержать инфляцию на запланированном уровне 8,5 процента. "Часто говорят, что превышение целевых показателей по инфляции на 1-2 процента не имеет существенного значения", - заметил он, однако "это болезненно сказывается на всех гражданах, пенсионерах, поведении бизнеса, в частности в среднем и малом секторе".
- Я прошу тему инфляции взять в отдельное производство, провести анализ не только минэкономразвития, но и со стороны всех министров на предмет мер по сдерживанию инфляции, - подвел итог Михаил Фрадков.
- Я хотел бы зафиксировать, что выступаю за цену отсечения в 25 долларов за баррель, - настаивал министр финансов Алексей Кудрин.
- У членов кабинета какое мнение? - дабы поставить окончательную точку в этом споре, спросил Фрадков.
- 27 долларов, - хором ответил кабинет, оставив несогласного финансиста в одиночестве.
Но на этом среднесрочное планирование не закончилось. Греф предложил министрам решить и еще одну возникшую проблему. "Газпром" настаивал на увеличении цен на газ в 2006 году с 11 до 22 процентов. Очевидно, что принятие этого решения внесет свой вклад в увеличение инфляции. В ходе обсуждения сценарных условий вице-премьер Александр Жуков заметил, что, видимо, потребуется их доработка в части тарифов на услуги естественных монополий. "Думаю, что должны над этим поработать и уточнить цифры", - сказал он. По словам вице-премьера, если будет пересмотрено увеличение тарифов на газ, то это "потянет за собой и тарифы на электроэнергию".