На эти вопросы пытаются ответить ученые Московского психолого-педагогического университета и школьные психологи из ФРГ - участники российско-германского психологического семинара "Школа без стресса", организованного Центром развития русского языка на базе Московского музыкального кадетского корпуса.
Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры. Раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников. Но это все "семечки", по сравнению с неподъемными программами и постоянной гонкой: не опоздать, успеть, вовремя сдать или прочитать.
Приветствуя гостей и участников семинара, первая леди страны Людмила Александровна Путина нашла забавный образ для того, чтобы передать свои ощущения о тех учебных перегрузках, которые испытывают даже первоклассники:
- Нынешние программы совершенно не соответствуют современным тенденциям в образовании. Мы стараемся запихнуть в ребенка все большие объемы информации, как будто утрамбовываем бочонок с квашеной капустой. И не замечаем, что начался процесс "брожения" - отторжения знаний. Мы сортируем детей уже в первом классе, вешаем им ярлыки двоечников и отличников, совершенно не учитывая современные исследования по детской психологии. Ученые же утверждают, что любой ребенок талантлив, а мы не даем ему развиваться, записав в отстающие. Такое пренебрежение к возрастной психологии идет у нас еще из советской жизни. Мы привыкли воспитывать детей, навязывая им свои взгляды, не имея понятия об особенностях детской и подростковой психики. Родители сами выбирают детям школы, сами решают, чем заниматься, а потом удивляются, откуда такая апатия и безынициативность в обществе.
По данным НИИ медицины труда к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60 процентов наших учителей
Впрочем, недостаточное внимание к психологической поддержке школы - проблема не только российская. В ФРГ на 16 тысяч учащихся приходится только один психолог. Для сравнения в Норвегии на одного специалиста возложена забота о 400 школьниках. А в Финляндии - о 800.
Лечение стресса, как известно, дело долгое и сложное, двумя днями семинара, пусть даже международного, здесь не обойдешься. Поэтому его участники, обменявшись опытом, планируют создать методичку с упражнениями и техниками для работы в школах. А в помощи, судя по исследованиям МППУ, нуждаются все, кто населяет школу. Так главными факторами, влияющими на "эмоциональное выгорание" российских учителей (когда нет ни сил, ни желания идти в класс), ученые называют маленькую зарплату, неуважение со стороны директора и коллег, страх потерять работу и боязнь совершить ошибку. По данным НИИ медицины труда к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60 процентов наших учителей. Их же коллег из ФРГ волнует нездоровый рабочий климат, большие классы и нежелание учиться у детей. Специфическим немецким фактором стресса является "старение школы". Директора не хотят брать на работу молодежь: средний возраст учителя в Германии - 53 года.
Как выяснилось, нынешняя школа опасна и для здоровья родителей. Наши не в своей тарелке из-за больших учебных нагрузок своих чад, которые не успевают вовремя обедать, гулять, и вообще лишены детства. А немецкие папы и мамы выходят из себя по причине дурных воспоминаний о собственном "счастливом детстве" в школе, а также переживают по поводу того, что не могут добыть денег на школьные экскурсии и прочие дополнительные услуги.
Несмотря на национальную специфику, российские и немецкие психологи активно делились опытом. К примеру, в Германии психолог не имеет права разглашать доверенные ему детские тайны, даже если его об этом попросит директор школы. Иначе - серьезный штраф.