За Украину ответил министр экономики этой страны Сергей Терехин, назначенный главным по интеграции от "оранжевого" правительства во время недавнего визита президента РФ в Киев. Его выступление на Первом интеграционном форуме ЕЭП в Москве произвело эффект разорвавшейся бомбы. Хотя на самом деле г-н Терехин не сказал ничего такого, что шло бы вразрез с давно известной позицией президента Украины Виктора Ющенко и премьера этой страны Юлии Тимошенко.
Сергей Терехин заявил, что Украина будет развивать отношения с Россией в тех объемах, которые ей выгодны, но не намерена ввязываться в сложные конструкции вроде Единого экономического пространства (ЕЭП), поскольку ее стратегический курс - все-таки на интеграцию с ЕС и вступление в ВТО. По сути это означает конец ЕЭП в том виде, в каком его задумали президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана 23 февраля 2003 года. Проблема в том, что в самой России принять эту данность и извлечь из нее максимальную выгоду для нашей страны, похоже, готовы не все.
Г-н Терехин опоздал на свою собственную речь на полчаса, и все его послушно ждали. Украинский министр, как показалось россиянам и казахам, говорил свысока (один из моих соседей даже пожалел, что не прихватил яиц и помидоров) и, как вообразили некоторые, нарочно перевирал фамилии своих российских визави. Но все это - лирика, причем лирика страуса. То, что скажет г-н Терехин, не было секретом последние два месяца. Но жила какая-то глупая надежда, что этого не произойдет.
По словам г-на Терехина, Украина намерена пересмотреть некоторые базовые принципы формирования Единого экономического пространства. Собственно, один принцип, по которому национальные правительства сковывают собственную инициативу в принятии экономических решений и делегируют ее некоему "наднациональному органу". Это - соль ЕЭП, без которого данная конструкция "единого пространства" теряет смысл. По словам г-на Терехина, отказ от него продиктован "изменившейся политической ситуацией", к тому же конституция Украины прямо запрещает интегрироваться куда-либо сильнее, чем в создание зоны свободной торговли. Наконец "наднациональные органы" повредят евроинтеграции. Что же касается присоединения к ВТО, то и тут создание "жесткого" ЕЭП и членство в ВТО - "непересекающиеся процессы". В пику россиянам г-н Терехин заявил, что на декабрьской сессии ВТО на повестке дня стоит вопрос о принятии в эту организацию только одной страны - Украины. Напомним, что Россия до последнего надеялась вступить в ВТО на этой же конференции. Главный по интеграции с российской стороны, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, доселе слушавший речь г-на Терехина с непроницаемо ироничной улыбкой, в этом месте заметно помрачнел.
Зато зона свободной торговли - то, что Украине нужно и чего она будет добиваться. Более того, если программой действий ЕЭП формирование этой зоны назначено аж на 2012 год, то г-н Терехин призвал к тому, чтобы все изъятия и ограничения в торговле были бы сняты уже до конца этого года. Впрочем, добавил он, вопросы свободной торговли легче всего решаются в процессе присоединения к ВТО. И тем дал понять, что конструкция ЕЭП Киеву вообще не нужна: Украина и Россия рано или поздно все равно окажутся в этой организации, и все произойдет само собой. Он не исключил, что Украина может выйти из ЕЭП, но связал окончательное решение своей страны со скоростью ее интеграции с ЕС.
Что будет делать теперь Россия? Похоже, сформировалось два подхода. Сторонник первого, министр экономического развития и торговли Герман Греф, по сути предлагает Украине обмен: зона свободной торговли - на допуск российского капитала в эту страну. Идеолог же "жесткого" ЕЭП г-н Христенко пока предпочел сделать вид, что ничего не происходит, и объявил о создании первого наднационального органа - комитета, который будет решать, какими должны быть таможенные ставки в пределах четверки (сегодня это, естественно, прерогатива национальных правительств). Выступление г-на Терехина он прокомментировал крайне скупо: мол, на то и дискуссия, чтобы яркими заявлениями привлекать внимание к проблемам. В то же время г-н Христенко снова заявил, что Россия готова платить за интеграцию и после этого "не претендовать на лидерство в четверке". Что же касается г-на Грефа, ему, видимо, надоело платить за дружбу, да еще и чувствовать себя при этом самоназначенным мальчиком для битья: накануне он с большим неудовольствием напомнил, что от перехода к взиманию НДС по стране назначения, на чем настаивали Украина и Белоруссия, Россия теряет в год полмиллиарда долларов. Для сравнения: это гораздо больше всех гипотетических потерь от нашего членства в ВТО.
Ждать от переговорщика, а значит, "разведчика" г-на Христенко быстрой реакции и не приходится. Все прекрасно понимают, что точки над i расставит визит в Москву г-жи Тимошенко в середине месяца: украинский премьер едет, чтобы говорить именно о ЕЭП. Однако никакой надежды, что г-жа Тимошенко в чем-то поступится принципами, нет. И похоже, в России очень многие вслед за прагматичным г-ном Грефом готовы принять украинские правила игры и лишь обставить их своими правилами. "В целом, мне кажется, подход правильный", - сказал после разговора с г-ном Ющенко президент РФ, имея в виду требование Украины о зоне свободной торговли. Но напомнил, что ограничения в торговле идут и от украинской стороны, чем также очертил возможную ставку в торге.
Нравится нам это или нет, но эра "интеграции ради интеграции" закончилась. Это стало ясно, когда президент РФ сказал, что "СНГ создавался ради цивилизованного развода", а вчера по швам затрещала последняя романтическая попытка объединить постсоветские страны только на том основании, что они некогда входили в состав СССР. Но назревает новая конструкция. В ней найдется место Украине - по определению, Казахстану - из-за мощности казахской экономики и отсутствия базовых противоречий между нашими экономическими политиками. И очень трудно, наверное, придется Белоруссии, которая привыкла пользоваться плодами интеграции в одностороннем порядке.
Досье РГ.
Дата рождения идеи: 23 февраля 2003 года. Состав участников: Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Смысл: свободное движение товаров, денег, услуг и людей, но главное - создание "экономического гиперправительства", которое перехватит у национальных правительств право принятия важных экономических решений. Цель: завлечь Украину в интеграционные процессы. Тактика: сделать все быстро и без лишних формальностей. Успехи: Украина уже с первых месяцев стала настаивать на вхождение стран в ЕЭП "по мере готовности", ее поддержал Казахстан.