Активность чиновников в течение трех последних недель нарастала с той же стремительностью, с какой менялись ценники на заправках. Ведь известно, что повышение цен на бензин автоматически взвинчивает все остальные цены: в стоимости любого товара транспортные расходы составляют около 15 процентов.
В конце марта министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил "законодательно прописать механизм, по которому рост цен на ГСМ не должен превышать темпов инфляции". По его оценкам, из-за опережающего роста цен на энергоресурсы в прошлом году убытки аграрного сектора превысили 26 миллиардов рублей.
Суть своего более чем дискуссионного предложения Гордеев пояснил так: "компании должны получать разрешение в антимонопольных органах на повышение цен выше уровня инфляции". Однако переход к административным мерам хоть и реализуем, но неизбежно войдет в "клинч" с рыночными реалиями.
В свою очередь в Федеральном антимонопольном агентстве озабочены сейчас поручением премьер-министра Михаила Фрадкова: "принять меры по необоснованному росту цен на нефтепродукты". Однако возможности ФАС весьма ограничены. В прошлом году антимонопольщики пытались доказывать картельные сговоры нефтяных компаний. И хотя пару раз марафонские судебные тяжбы ФАС выиграла, 33-процентный годовой рост цен на бензин состоялся. Да и победные точки в исках против "ЛУКОЙЛа" и "ЮКОСа" были поставлены уже в 2005 году.
К тому же главные надежды глава ФАС Игорь Артемьев связывает с новым законопроектом "О защите конкуренции". Но он будет внесен в Госдуму, как вчера стало известно, только в июне. Это означает, что и закон, и грозные поправки в Административный кодекс о введении оборотных штрафов начнут действовать не раньше 2006 года. А цены останавливать надо уже сейчас.
Пока единства нет даже в оценке причин назревающего кризиса. Например, министр экономического развития и торговли Герман Греф "не чувствует, что за повышением цен стоит сговор нефтяных компаний". Единственная причина, на его взгляд - беспрецедентно высокие цены на нефть на мировом рынке.
Проблема "бензиновой инфляции" может быть решена только тогда, когда у нефтяников появится стимул к увеличению переработки нефти, считает министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Он, таким образом, выразил недоверие привычным "пошлинным" методам воздействия на внутренний рынок. Из добытых 460 миллионов тонн нефти в 2004 году Россия переработала лишь 193 миллиона тонн. Минпромэнерго подсчитало, что лишь за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов можно производить втрое больше, чем сейчас, бензина. И тогда предложение превысит спрос. Но чисто фискальное увеличение налоговой нагрузки, отмечает Христенко, уже привело к существенному снижению доходности нефтепереработки.
Действительно, повышение экспортных пошлин на нефть с 1 апреля до 102 долларов за тонну может привести не к уменьшению экспорта, а к снижению инвестиций в нефтедобычу и нефтепереработку, как резонно считают многие эксперты. Кстати, рост мировых цен на нефть может повысить планку пошлины с 1 июня до 115 - 120 долларов за тонну. Впрочем, действенность этой меры пока совсем неочевидна. Даже несмотря на заявление Российского топливного союза о том, что она поможет "завернуть" нефтяные потоки на российские НПЗ. По данным Росстата, за первый квартал этого года добыча нефти выросла на 4 миллиона тонн (на 3,5 процента), экспорт нефти подскочил на 12 процентов, а поставки на НПЗ упали на 2,5 миллиона тонн (на 4,8 процента).
Противоречивой остается и ситуация с пошлинами на вывоз нефтепродуктов. Как известно, с 19 марта пошлины на светлые нефтепродукты, в том числе бензин, выросли с 57 до 68,2 доллара за тонну. Однако такой рост делает менее выгодным переработку нефти - гораздо приятнее экспортировать сырую нефть. Многие обратили внимание на то, что рост внутренних цен на бензин совпал с принятием этого решения.
Вчера экспертный совет думской фракции "Единая Россия" рекомендовал правительству снизить ставку пошлины на вывоз бензина с одновременным увеличением пошлины на нефть. Кроме того, в поиске мер стабилизации партийные эксперты высказались за то, чтобы снизить размер акцизов на нефтепродукты, что сделает производство бензина более прибыльным.
Не осталась в стороне и Счетная палата. Ее аудиторы в аналитической записке отметили, что нынешняя законодательная база не позволяет власти "оперативно воздействовать на ценовую ситуацию в периоды повышенного спроса". Предложения Счетной палаты сводятся к двум уже не раз озвученным позициям. Во-первых, использовать запасы "Госрезерва" для "вбрасывания" топлива на региональные рынки. За это ратовал еще в прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев. А, кроме того, развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Эта старая идея весьма уязвима для критики. На рынке России работают вертикально интегрированные компании, конкурентной среды нет. Чтобы биржа реально влияла на цены, нужны кардинальные структурные реформы.
И, наконец, в преддверии думского обсуждения возможного набора ценовых "противоядий" можно упомянуть об идее перевода автотранспорта на газ. По оценке замминистра сельского хозяйства Сергея Митина, такая мера позволит сократить затраты на бензин и дизельное топливо на 30 - 50 процентов. Это предложение тоже нуждается во внимании власти. Известно, что законопроект "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" пылится в Госдуме уже 7 лет, а в начале этого года появился еще один проект этого документа.