Обозреватели "РГ" о номинантах "Золотой Маски"

Алена Карась:
драма

"Золотая маска" для московских любителей драмы в нынешнем году была в основном виртуальной. Всего пять спектаклей из провинции, один из которых - "Дон Жуан" Морфова - уже был показан в Москве раньше. Если учесть, что в номинации "Новация" были представлены спектакли совершенно не драматические ("Акценты", "Песни дождя" и "Триада" явно принадлежат широкому полю современного танца, а "Господин Кармен" и "Апокалипсис" - театру визуальному и акционистскому), то драматические критики на этой "Маске" особенно не напрягались. Новые художественные впечатления приходилось добывать на стороне - в грандиозных фантазиях новосибирской "Аиды", в форсайтовских хореографических эскападах Мариинки, в изобретательной и витальной пластике Татьяны Багановой из Екатеринбурга. И все же попробуем восстановить "драматический" контекст "Маски", и сегодня, когда вам уже известны имена очередных лауреатов, пофантазировать, кто бы это мог быть, на наш взгляд.

Полагаю, что основными конкурентами в большой форме должны были стать "Скрипка Ротшильда" Камы Гинкаса, "Дядя Ваня" Миндаугаса Карбаускиса и "Мещане" Кирилла Серебренникова. В каждом из них представлен определенный и яркий тип театра. Серебренников сочинил, возможно, самый провокационный спектакль сезона, предложив в качестве основной темы текущего театрального момента конверсию, соединение старого театра с новым, мастеров-академиков с острой, более или менее радикальной стилистикой нового времени. Думается, в этом смысле было бы справедливо отметить актерские работы Аллы Покровской и Дмитрия Назарова. Назаров, безусловный фаворит сезона, мог бы получить "маску", так сказать, по совокупности: за блестящие роли Астрова в "Дяде Ване" и Тетерева в "Мещанах". Среди женских работ ярко выделяется молодая Ирина Пегова в роли Сони ("Дядя Ваня").

В номинации "малой формы" неожиданно ярко вспыхивает в сознании провокативная, очень несбалансированная и графоманская по сути работа Андрея Могучего "Pro Турандот". Несмотря на то, что она не очень внятно и без видимой цели рассказана, в ней есть яркость, сила и непредсказуемость художественной фактуры. К безусловно ярким событиям сезона относится, на мой взгляд, и декорация Эмиля Капелюша к "Pro Турандот".

Тем не менее, думается мне, спектакли прошлого сезона не выдвинули безусловного лидера ни в малой, ни в большой номинации. За неимением такового "Скрипка Ротшильда" - страстное, горькое послание о проснувшейся на самом пороге смерти душе - вполне достойно может представлять лучший спектакль сезона в большой форме. В малой же наверняка будет отмечен хоть и мрачный, но цельный в художественном отношении спектакль Карбаускиса "Когда я умирала" в "Табакерке".

О номинации "Новация" хочется сказать особо. То, что в ней не представлен драматический театр, остро характеризует общую ситуацию в современном российском театре - предельно консервативном, с одной стороны, и эстрадно-развлекательном, с другой.

Дмитрий Абаулин:
балет

Главный вопрос балетного конкурса "ЗМ" из года в год одинаков: что лучше - качественное воспроизведение признанной классики или попытка создать оригинальную постановку, пусть менее совершенную, чем эталоны Баланчина. Как правило, жюри выбирает удачные повторения. "Золотая маска" обделила вниманием даже такие яркие новые спектакли, как "Золушка" и "Светлый ручей" Алексея Ратманского и работу Джона Ноймайера в Мариинке. В этом году снова появилась надежда у авторских работ. "Приношение Баланчину", при всех бесспорных достоинствах и "породе" спектакля, не открывает новых горизонтов Мариинского театра. Форсайт, наоборот, горизонты открывает, но освоен не до конца. Рискнем отдать награду за лучший балет "Магриттомании", представленной Большим театром. Дебютную работу бывшего московского танцовщика, ныне солиста балета Сан-Франциско Юрия Посохова отличает музыкальность и западная сделанность, и это могло стать решающим аргументом в ее пользу. Лучшая мужская роль в балете принадлежит Денису Савину - Ромео в спорной постановке Деклана Доннелана и Раду Поклитару. Достойна награды и Джульетта - Мария Александрова. Хотя еще большее впечатление произвела Наталия Сологуб, сумевшая создать образ там, где для этого вроде бы нет предпосылок - в бессюжетном номере Steptext Уильяма Форсайта.

За все предыдущие годы ни разу не получил "Маску" за лучший спектакль замечательный екатеринбургский театр "Провинциальные танцы". Если "Провинциалы" получат главный приз на этот раз, это будет по большому счету справедливо, хотя и немного нелепо: Lazy Susan заметно уступает многим предыдущим работам Татьяны Багановой. По-моему, самым достойным претендентом на приз представляется Ольга Пона, нашедшая новые пространственные измерения своей хореографии и задавшая новые задачи своей труппе (спектакль "Знает ли жизнь английская королева?" в Челябинском театре современного танца).

Ирина Муравьева:
опера

Оперная программа нынешней "Маски" подтвердила, что именно музыкальный театр сегодня лидирует в области режиссерских экспериментов. И в России, и в Европе все шумные премьеры и дискуссии связаны в основном с оперой, а центром интересов постановщиков становится открытие новых для слушателя партитур, а также ударная нагрузка сценической драматургии на композиторский текст. Кроме саратовской "Тоски", представившей скучное зрелище из-за низкого уровня исполнения, остальные номинанты соответствовали духу времени. "Леди Макбет Мценского уезда" из Ростова-на-Дону заслуживает внимание целостной работой дирижера Александра Анисимова, вытянувшего из музыки Шостаковича богатейший мелос, и Ирины Крикуновой (Катерина). Геликоновский спектакль "Диалоги кармелиток", привлекший на редкость взвешенной, афористически жесткой режиссурой Дмитрия Бертмана, однозначно претендует быть в кругу лидеров. В марафоне же крупных спектаклей - "Нос" Мариинского театра, "Макбет" Эймунтаса Някрошюса и "Летучий голландец" Петера Конвичного (Большой театр) - именно вагнеровская постановка убеждает осмысленностью эксперимента. Режиссура Конвичного, радикально обновившего драматургию оперы и завершившего сюжет "Голландца" сценическим терактом, даже не вызвала обычной полемики, убедив совершенством формы. В том же формате, но в более грандиозном масштабе, поставил в Новосибирске "Аиду" Дмитрий Черняков. Еще одна его премьера, "Жизнь за царя" в Мариинке, не попала в фестивальную афишу. Связано ли это с решением Валерия Гергиева больше не участвовать в московском смотре ("Нос" жюри ездило смотреть в Петербург), или у экспертов были иные резоны, но отсутствие этого спектакля на "Маске" выглядело абсурдно. В новосибирской "Аиде" поразила работа дирижера Теодора Курентзиса и Ирины Макаровой в партии Амнерис. Даже в условиях убийственной акустики зала Дворца съездов было очевидно, что Курентзис представил новаторское прочтение оперы, не навязав при этом ни одного чуждого Верди смысла. Надо заметить, что Новосибирская опера, оказавшаяся способной конкурировать в последние годы не только с российскими столичными театрами, но и с крупнейшими театрами мира, еще не покидала Москву без приза.

Во всяком случае, нынешняя оперная программа поставила жюри перед сложным выбором, справедливое решение возможно только на территории дипломатии.