Бюджетные организации смогут устанавливать зарплату

Серьезные разговоры о реформе зарплат бюджетников начались пять лет назад. Главный аргумент: Единая тарифная сетка "гребет" под одну гребенку работников самых разных профессий. Хотя ясно, что не может, например, труд врача и библиотекаря оцениваться по одинаковым принципам и стандартам. Подход старой Единой тарифной сетки имел свои плюсы и минусы. Главный плюс: уж если шла речь об очередной индексации заработков, прибавку получали все бюджетники разом, без исключения. Главный минус: каждое повышение затрагивало сразу миллионы людей, и всякий раз, пытаясь раздать всем сестрам по серьгам, правительство наталкивалось на нехватку средств в бюджете. Отсюда - и попытки пересмотреть сетку, и уменьшить повышающие коэффициенты между разрядами.

В этом смысле предложение перейти на отраслевую систему, чтобы лучше учитывать специфику различных отраслей и профессий, выглядело вполне логичным. Правительство одобрило концепцию реформы еще в ноябре 2002 года. И уже осенью 2003-го, как предполагалось, должны были состояться "похороны" ЕТС, а переход на новые отраслевые принципы оплаты (таких систем предположительно должно было быть около 40) - сопровождаться увеличением бюджетных зарплат на треть.

Однако зарплаты правительство, как и обещало, повысило, а вот введение отраслевых систем отложило до лучших времен. Дело оказалось настолько громоздким и сложным, что в столь сжатые сроки подготовить сколько-нибудь вразумительную нормативно-правовую базу для такого перехода не получилось.

Но были и другие, подспудные причины.

Отказ от единой сетки автоматически подразумевал, что будет отменена и "единая" (то есть одновременная для всех бюджетников) индексация их заработков, что очень не нравилось профсоюзам. И они, в принципе поддерживая более гибкий отраслевой подход, одновременно требовали от правительства серьезных гарантий, чтобы реформа не ухудшала перспектив регулярного повышения зарплат в бюджетной сфере.

В прошлом году с помощью 122-го Закона правительство предприняло ход конем: было решено для начала оторвать федеральных бюджетников от их коллег регионального уровня. Собственно, по жизни этот разрыв уже существовал - богатые регионы, например, доплачивали "своим" бюджетникам всевозможные надбавки за счет местной казны. Но все равно все премии, доплаты и надбавки "плясали" от одной печки - ЕТС. С 2005 года в соответствии со 122-м Законом единая сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Регионам же было предложено придумать свои собственные системы. Что же получилось?

Как показал проведенный минздравсоцразвития мониторинг, фактически в регионах по-прежнему "работает" все та же ЕТС. В 81 регионе тарифные ставки первого разряда региональных сеток утверждены в размере 720 рублей (точь-в-точь, как в "большой" ЕТС). В трех регионах первый разряд "опустили", но тарифная ставка все равно сохранена на уровне 720 рублей - за счет введения доплаты. В пяти регионах тарифные ставки 1-го разряда повысили, а в четырех - предусмотрели доплаты к нижним, самым "дешевым" разрядам региональных сеток.

Но ни один регион пока даже не попытался ввести особый порядок расчета зарплат в какой-нибудь одной отрасли. Причина все та же: инструмент сложный, требует серьезной настройки. Как доходит до дела (например, в начале года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обсуждала возможность проведения отраслевого эксперимента в Северной столице), - выясняется, что на уровне субъектов просто не хватает грамотных специалистов.

Так что сегодня уже очевидно, что схему реформы детально разработают на федеральном уровне, а уже сами регионы решат, как вписаться в предложенный сценарий. Государство же оставляет за собой обеспечение системы минимальных гарантий.

Предполагается принципиально поменять сам подход к установлению величины заработка. Сегодня, например, во многих профессиях (у педагогов, врачей) существуют "автоматические" надбавки за стаж. Но далеко не всегда старый работник - это опытный и классный работник. Поэтому в новую систему предстоит "вписать" зависимость заработка от качественного результата труда.

"В основу новой системы оплаты труда, - заявил на коллегии руководитель департамента по труду минздравсоцразвития Александр Сафонов, - должны быть положены принципы, направленные на стимулирование работника к повышению качества услуг в социальной сфере в условиях конкуренции за потребителя".

В общих чертах реформа выглядит так. В каждой бюджетной отрасли будут выделены основные профессиональные группы, и для них будут установлены минимально гарантированные уровни оплаты труда. Базовая ставка для каждого работника будет указываться в его трудовом договоре. Государство также определит структуру фонда оплаты по каждой отрасли - предполагается, что основная тарифная ставка будет составлять не менее 70 процентов зарплаты. Остальные 30 - премии и прочие поощрения.

Реформа обещает максимум из возможного минимума самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников и привлекать нужные кадры со стороны.

При этом финансирование самих учреждений будет проводиться не по сметному принципу с учетом штатного расписания, как сейчас, а на основе нормативов бюджетных расходов на оказание государственных социальных услуг. При этом, вероятнее всего, будет внедряться принцип госзаказа и конкуренции за его получение. Хотя специалисты сразу оговорились, что такой подход оправдан далеко не ко всем типам бюджетных организаций.

В минздравсоцразвития не утверждают, что реформа будет проведена в сжатые сроки: система бюджетных отраслей сложна и разнопланова. В нынешнем году, как предполагается, будет подготовлена необходимая законодательная и нормативная база. Предстоит выделить типы учреждений, в которых можно перейти на финансирование по принципу госзаказа, и тех, где сохранится прежний сметный принцип. В 2006 году уже будут брошены первые "пробные шары" - начнутся эксперименты по внедрению новых систем оплаты труда, причем сразу на всех трех уровнях - в организациях федерального подчинения, региональных и муниципальных учреждениях. А к 2007 году, если эксперименты пройдут успешно, состоится массовый перевод бюджетной сферы на новые отраслевые "рельсы".

Кого коснется реформа оплаты труда?

"Федеральные" бюджетники:
в здравоохранении 0,3 миллиона человек;
в образовании 1,3 миллиона человек;
культуре и искусстве 0,066 миллиона человек.
"Региональные" бюджетники:
в здравоохранении 3,7 миллиона человек;
в образовании 4,9 миллиона человек;
культуре и искусстве 1,047 миллиона человек.
К 2007 году большинство бюджетных организаций должны перейти на отраслевые системы оплаты труда.