Путешествие носило исключительно спортивный характер — любителям приключений было интересно пройти по нехоженому ранее пути, хотя из приключенческой она переросла в гуманитарную. Неизгладимое впечатление в памяти путешественников оставили поселки Корякии, в которых люди полгода жили без электричества, без связи, а некоторые — и без холодной воды. В Воямполке путешественники отдали почти весь запас продовольствия. Для интерната в Слаутном закупили продукты — крупы, сгущенку и так далее. Дети там сидели практически без еды.
Несмотря на то, что люди в таких поселках живут очень тяжело, участники экспедиции не уставали удивляться гостеприимству и радушию камчатцев и жителей Корякии. В школе им даже показали специально подготовленный к встрече концерт. В Оссоре, когда сломались нарты, половина жителей поселка бросилась помогать. Из Аянки экспедиция стартовала в 8 утра, и провожать гостей вышел весь поселок.
— Зато на Чукотке к нам не проявили никакого интереса вообще, — поделился впечатлениями руководитель экспедиции Сергей Алексеев. — В Марково мы целый час ездили по поселку и не встретили ни одного человека. Еле нашли того, кто показал нам, где находится милиция (там для нас находилось заброшенное заранее топливо). В Красино кое-как нашли главу администрации, он разместил нас на ночлег, позволил позвонить в Анадырь. Глава разыскал почтальона, чтобы он поставил штамп, официально заверяющий маршрут, даты и время стоянки.
Глава и почтальон — единственные, кого мы видели в этом поселке. Стоят прекрасные канадские домики, в каждом — спутниковое телевидение, пять каналов, и такое впечатление, что жителей там больше ничего не интересует...
Чукотка вообще долго не пускала снегоходчиков к себе. Пурга задержала их на перевале на два дня. И на этом же перевале перевернулись пять машин. В конце марта — 37-40 градусов мороза, даже двойную меховую кухлянку продувает промозглый северный ветер. Один из участников экспедиции, презрев специальные американские ботинки, отдал предпочтение русским валенкам.Много уроков снегоходчики извлекли и для себя, и для других. Например, какие продукты брать с собой в путешествие. А еще убедились, что хороших, современных карт по Камчатке, собственно, нет. И спутниковый навигатор, про который говорят, что он выведет куда угодно — далеко не панацея. С этим «помощником» экспедиция столкнулась, когда пришлось идти без проводников.
— Обозначен перевал, но дается погрешность в полкилометра, — вспоминает Сергей. — 500 метров на равнине, возможно, не имеют особого значения, а вот на перевале... А если еще и пурга? Три дня нашего простоя на Карагинском перевале были связаны именно с этим. Мы исследовали все отроги, которые якобы должны были вывести нас на нужное направление. Подобная сложность возникла, когда экспедиция должна была ехать ночью до Вывенки. За четыре часа прошли всего 25 километров пути.
Какой участок показался самым сложным? Каждый район преподносил свои сюрпризы. Даже, казалось бы, «домашний» Елизовский район: сложности доставили вскрывшиеся речки и снег, который шел перед стартом практически каждый день. На Сокочинском перевале пришлось пробивать дорогу пустыми снегоходами, а потом по ней уже тащить нарты с топливом, продовольствием, походными чумами....
Елизовский и Быстринский районы снегоходчики назвали самыми сложными по рельефу. В Мильковском районе, когда при ярком солнце проезжали обширные поля, покрытые ослепительным снегом, Михаил Малец за какие-то минуты успел обжечь глаза.
В Быстринском районе, где сейчас извергаются сразу два вулкана, путешественников настиг пеплопад. Чтобы защитить моторы, пришлось делать фильтры из... дамских колготок. В Корякии были другие сложности для снегоходов. И основное — «заструги», это когда сильнейший ветер превращает снег в камень, снегоходы идут очень медленно, всего лишь до 5 километров в час.
— В сложную ситуацию попали на перевале между Оссорой и Паланой, — рассказывают путешественники. — В начале погода была вполне сносная, высокая облачность, ветер до 12 метров в секунду. Однако чем ближе подходили к перевалу, тем хуже становилась погода. И самое неприятное, когда навигатор показывал, что нам осталось всего пять километров до верховья реки Карага, погода ухудшилась настолько, что потерялось чувство реальности. Такое впечатление, что снег шел отовсюду, мела поземка. Ветер — 40 метров в секунду, и стекла у снегоходов просто складывало.
Мы остались на перевале, развернув походный чум, чтобы переждать пургу. Пробыли там два с половиной дня, улучшения не было никакого. Но ни разу не возникла идея повернуть назад. Наоборот, даже веселились. Двое ребят разделись и пять минут с дикими криками бегали вокруг чума. Остальные рискнули только выйти босыми на снег. И ничего — не чихнули ни разу! Но улучшения погоды все равно не дождались и решили пробиваться через пургу.
Люди выдержали этот длительный поход, а вот технике такой экстрим оказался не по зубам. Полетели два двигателя, причем, по словам техника экспедиции Юрия Филимонова, произошли две идентичные поломки, скорее всего, это заводской брак.
Камчатские снегоходчики уже заинтересовались маршрутом, техническими подробностями этой экспедиции.— Это путешествие — что-то необычное! — сказал москвич Сергей Лунин.
— Я предполагал, что не забуду его никогда, но оно затмило все предыдущие впечатления. Это и сплоченная команда, и встреченные нами люди, и красота природы...
Одной из неоспоримых ценностей путешественники называют разведанный ими путь через дикие места Камчатки, Корякии и Чукотки, пройденный на снегоходах. А еще — колоссальный опыт, который может понадобиться и другим людям.
Скептики говорили: «А зачем это надо?». На такой вопрос трудно ответить. А зачем людям нужно ходить в горы или в кругосветку на яхте? Потому что — надо!
Сведения об этой экспедиции направлены в комитет Книги рекордов Гиннесса, хотя самоцелью установление рекорда не было. И уже зреет новая идея — дойти от Анадыря до Аляски.