Когда в одной стране две национальные кинопремии, в этом есть преимущество: одна может исправлять несправедливости другой. Так "Золотой орел" загодя утешил режиссера Владимира Хотиненко, которого теперь практически не заметила "Ника", - дал его "72 метрам" статус "лучшего фильма". Зато "Ника" теперь ввела в число главных победителей российско-украинского "Настройщика" Киры Муратовой, мимо которого даже на уровне номинаций пролетел "Золотой орел".
Перед академиками вставали неразрешимые задачи: в пятерке "лучших фильмов"- только достойные этого статуса
В первом случае, полагаю, работают не столько художественные, сколько идейные критерии - расхождения в оценке вполне успешного фильма Хотиненко связаны скорее с приятием или неприятием его мировоззренческой концепции, его обреченного фатализма, заставляющего героев в критический миг бездействовать, причем автор этого как бы не замечает - то есть концепцию разделяет. Во втором, боюсь, причины те же: внешне очаровательная, но жесткая лента Муратовой ведет, как всегда у этого автора, к таким безднам социальных обобщений, куда страшно заглянуть.
Политкорректный "Орел" уважил прилетевшего на церемонию знаменитого Эннио Моррикконе - "Ника" его не пригласила, руки у нее были свободны, и премию за лучшую музыку года получил тот, кто ее написал, - Эдуард Артемьев.
Из достоинств нынешней "Ники": совсем не чувствовалось, как бывало, политиканства. Хотя киноурожай надо признать хорошим, и перед академиками вставали задачи неразрешимые: в пятерке "лучших фильмов", к примеру, состязались только реально достойные этого статуса. Очередной прорыв "Своих" - несомненная дань моменту: 18-я церемония "Ники" проходила в преддверии 60-летия Победы. Есть определенная несуразность в том, что в лучшем фильме не оказалось лучшей режиссерской работы (в практике "Оскара" победитель в обеих номинациях всегда один и тот же, и с профессиональной точки зрения это неизбежно: режиссер отвечает за все в фильме, он и есть его автор). Но то, что эта премия досталась блестящей картине Муратовой, - более чем справедливо.
Самую безвыходную ситуацию в конкурсе обеспечил подбор номинантов в категории "Открытие года": приятными открытиями были и Алена Бабенко в фильме "Водитель для Веры", и Полина Агуреева в "Долгом прощании", и Даниил Спиваковский в "Моем сводном брате Франкенштейне", и Марина Разбежкина, поставившая "Время жатвы". Здесь кто ни победи - все равно будет обидно за остальных. Мне, например, жаль, что наши премии дружно проходят мимо "Времени жатвы" - картины не просто отличной, но и принципиальной, отважной, по-своему новаторской. Как и мимо "Долгого прощания" - одной из самых тонких экранизаций последнего десятилетия. Но за Бабенко я рад - замечательная работа в замечательном фильме.
Самая печальная история регулярно происходит с неигровым кино. Выбор академиков - что "Ники", что "Орла" - свидетельствует о том, что документальные фильмы они если и смотрят, то случайно. Голосование здесь из года в год происходит по принципу: я знаю этого режиссера, он хороший и наверняка опять снял хорошо. Влияет на выбор и предмет картины. Только поэтому фильм Андрея Осипова о Марине Цветаевой уже не первый раз оказывается впереди множества первоклассных лент - в данном случае пронзительной картины Сергея Дворцевого "В темноте" и социальной трагедии "Мирная жизнь" Павла Костомарова и Антуана Каттена. Поучительным контрастом нашим национальным премиям в этом смысле стал фестиваль документального кино в Екатеринбурге, где жюри реально посмотрело десятки отличных лент, и на этом фоне традиционная биографическая картина Осипова полностью затерялась.
Сама же церемония "Ники" оставила сложное чувство. Ее лучшим моментом было вручение Нонне Мордюковой премии "За честь и достоинство". Лучшим концертным номером - представление исполнительниц ролей второго плана ведущими сердцеедами страны Михаилом Боярским, Дмитрием Харатьяном и композитором Максимом Дунаевским. А наиболее смешным приколом - пародийный дубляж заграничных блокбастеров, выполненный Максимом Галкиным. В церемонии - особенно в ее телевизионной версии - чувствовались неподдельное тепло и дружественность, в ней было много волнующих неожиданностей.
С другой стороны, дает себя знать бездомность "Ники". Зал Театра Российской армии, при всей его помпезности, не рассчитан на длинные ристалища (как, впрочем, и столь же душный павильон "Мосфильма"). От бездомности и технические огрехи - плохо различимые изображения на экранах и пр. Более застарелая болезнь "Ники" - очевидная неготовность ведущих, сбои со вкусом в шуточках, капустниках (половина капустника была справедливо вырезана в телеверсии), неловких импровизациях. Здесь слишком много суеты и организационного закулисья, делающих церемонию лишь сырьем для телесъемки, а знаменитую публику, собравшуюся в зале, - массовкой, которая должна в нужный момент выдать порцию ликования.
Между тем спокойствие - сестра достоинства...
"Ника-2005" |
Национальная академия киноискусств назвала лауреатов
Лучший игровой фильм
"Свои", режиссер Дмитрий Месхиев.
Лучший неигровой фильм
"Страсти по Марине", режиссер Андрей Осипов.
Лучший анимационный фильм
"Чуча-3", режиссер Гарри Бардин.
Лучшая режиссерская работа
Кира Муратова, "Настройщик".
Лучший сценарий
Валентин Черных, "Свои".
Лучшая операторская работа
Сергей Мачильский, "Свои".
Лучшая музыка
Эдуард Артемьев, "Водитель для Веры".
Лучшая работа художника
Ольга Кравченя. "Водитель для Веры".
Лучшие костюмы
Наталия Монева, "Смерть Таирова".
Лучшая мужская роль
Богдан Ступка, "Свои".
Лучшая женская роль
Алла Демидова, "Настройщик".
Лучшая мужская роль второго плана
Сергей Гармаш, "Мой сводный брат Франкенштейн".
Лучшая женская роль второго плана
Нина Русланова, "Настройщик".
Открытие года
Алена Бабенко, "Водитель для Веры".
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
"Охотник", режиссер Серик Апрымов, Казахстан.
Премия "За честь и достоинство"
Нонна Мордюкова.
Премия "За вклад в кинематографические науки, критику и образование"
Вадим Юсов.
"НИКА" И "ФИКА" |
В кулуарах "Ники" мы задали два вопроса некоторым ее участникам:
1. Кому бы вы дали "Нику" этого года?
2. Если бы у нас был свой антиприз "Золотая малина" - скажем, какая-нибудь "Фика", кого бы вы ею увенчали?
Ираклий Квирикадзе,
драматург и режиссер:
1. Я бы предпочел "Настройщика" и "Водителя для Веры". "Своих" я, увы, не видел. Очень понравилась "Шиза". Что касается "Ночного дозора", я готов аплодировать: и мы, оказывается, так можем!
2. На совсем плохие картины просто не хожу.
Зоя Богуславская,
писатель:
1. "Настройщик". Я еще на первом показе поняла, что это безусловный фаворит, как и все три снявшиеся в нем актрисы - Алла Демидова, Нина Русланова, Рената Литвинова. Для Киры Муратовой это новая стилистика - шуточка. Так Никита Михалков когда-то между делом поставил "небольшой" фильм "Пять вечеров", и он стал шедевром. Так и Муратова вдруг сделала современный "лохотрон", который превратился в искусство. Для Аллы Демидовой ее необычная роль - одна из лучших. А с лохотроном у меня связано драматическое воспоминание. Александр Володин, получив премию в 50 тысяч долларов, поехал в Петербург, и там всю премию у него выманили лохотронщики! А она ему была так нужна!
2. Переизбыток сериалов. Уже, кажется, насытили рынок - а все снимают. И когда из фильма в фильм прыгают одни и те же люди, это невыносимо. Хотя есть качественные: "Идиот", "Петербургские тайны". Я не верю, что "эра потребления" в конечном итоге все вокруг дебилизирует. На самом деле происходит кристаллизация вкусов. И вот уже у бывших братков дети учатся в Оксфорде, а сами они ходят на симфонические концерты.
Марк Захаров,
режиссер:
1-2. Свой любимый фильм года я не могу, к сожалению, назвать. Возможно, появляются новые шедевры, но такого впечатления на мои усталые мозги, какое когда-то произвели "Кабаре" Боба Фосса и "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана, уже нет. И это говорит о некоторой моей давнишности существования на земле и определенной ворчливости: мол, все не так, раньше было лучше. Я понимаю ущербность этой позиции, но тем не менее вам я врать не могу.
Дмитрий Харатьян,
актер:
1. "Долгое прощание". Все картины достойные, но эта для меня стоит как бы особняком.
2. Фильм, в котором я, к сожалению, снялся, - "Мальчишник". "Золотая малина" - точно для него. Эталон пошлости. Угораздило меня... Это телефильм, а играю я кинодраматурга, которому заказали написать молодежный эротический сериал. И он вспоминает свою одесскую молодость и разные пикантные истории. Такой вот незамысловатый сюжетец.