Заняться этим вынудил новый Жилищный кодекс, по которому в очередь на бесплатные муниципальные квартиры обязаны ставить лишь малоимущих, кроме оговоренных в законе трех категорий льготников: детей-сирот, жителей аварийных домов и больных некоторыми заболеваниями, небезопасными для окружающих.
Чтобы очертить круг претендентов на получение жилья из городского фонда, федеральное министерство регионального развития подготовило свой вариант методики расчета принципиально нового юридического критерия "малоимущие граждане". И хотя методика уже разошлась по регионам, "легитимность" ее под вопросом: во всяком случае минздравсоцразвития отказалось ее визировать в нынешнем виде и представило разработчикам свои замечания. Причем в минздравсоцразвития считают, что нужно также получить согласие минфина (поскольку это министерство определяет налоговую политику, в том числе и налогообложение имущества) и одобрение минэкономразвития (потому что в документе также фигурируют вопросы проведения оценки имущества). В самом деле, предложенная методика настолько сложна и запутанна, что разобраться в предложенном порядке постановки на учет нуждающихся московские депутаты пока не смогли. Что же говорить о жителях, которым этот документ нужен, чтобы понять - "суетиться" насчет бесплатной квартиры или нет.
Свой вариант, с оглядкой на федеральные "установки", намерена предложить Гордума.
Для официального признания малоимущим предлагается ввести индекс имущественной обеспеченности. При этом расчет его среднедушевого дохода будет вычисляться исходя из суммы всех доходов, как претендента, так и членов его семьи. Вот тут-то и начинаются сложности: во-первых, горячие споры вызвал перечень видов доходов. Туда включены как доходы от имущества (квартиры, машины, дачи, земельного участка, драгоценностей, авто- и мототехники), так и денежные резервы. Причем к доходам, как ни странно, приплюсовали даже денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки, в том числе связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг.
Этот факт особенно сильно возмутил председателя Комиссии по социально-трудовым отношениям депутата Михаила Антонцева.
- Во-первых, это прямое нарушение Конституции, а во-вторых, если определять малоимущих по этому перечню, то у нас в Москве вообще малоимущих нет и быть не может - ведь в эту таблицу в качестве доходов заложили даже денежное довольствие военнослужащих, стипендии и суммы уплачиваемых алиментов, - сказал он.
Депутат Игорь Антонов назвал этот проект грабительским и предложил для вычисления степени нуждаемости разделять всю собственность физических лиц на частную и личную. Частная - это то, на чем человек зарабатывает деньги сверх прожиточного минимума: например, сдает дачу внаем. А личная - это, к примеру, земельный участок, на котором малоимущий ничего не зарабатывает, кроме мешка картошки, или икона, пусть и баснословной цены, которая дорога какой-нибудь старушке как семейная реликвия настолько, что она никогда не заработает на ней ни рубля.
Кто будет разделять эти понятия в процессе решения квартирного вопроса бедняков? Авторы концепции полагают, что в статьях дохода условно малоимущих должны разобраться налоговые органы. Однако, по мнению некоторых членов комиссии, в настоящее время у властей нет реального механизма контроля за достоверностью подобных сведений о гражданах. Во-первых, данная информация может предоставляться лишь по запросу судебных органов. Во-вторых, стоимость имущества претендующего на статус малоимущего, должна определяться согласно специальной методике, которой пока нет.
Зато есть другие камни преткновения. Например, неспособность малоимущих оплатить в случае необходимости оценку своего имущества.
Одновременно с подачей заявления в районную управу он должен предоставить для рассмотрения комиссии семь разных документов, подтверждающих обоснованность претензий на дополнительные квадратные метры. В частности, справку из территориального подразделения Федеральной налоговой службы о проверке достоверности и полноты сведения о доходах. Ждут этот документ не один месяц. В итоге законодатели предложили Николаю Федосееву, зам. руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда и автору законопроекта, доработать концепцию законопроекта.