Богомолов: по телеэкранам бродит призрак Сталина

Старая песня о главном

Наиболее азартным и, можно сказать, спортивным зрелищем на эту тему оказалась программа Владимира Соловьева "К барьеру!", где сошлись в непримиримом боестолкновении театральный режиссер Марк Розовский и либерал-демократ Алексей Митрофанов (звезду шоу-политики Жириновского ведущий приберег для своего воскресного вечера). "Стрелялись" они из-за памятника Сталину: приглашать ли церетелиевского каменного гостя в нашу современность иль с глаз долой?

Розовский пошел на таран и победил. Он олицетворял непримиримую позицию по отношению к человеку, полководческий гений которого состоял в том, чтобы не щадить своих.

Митрофанов исходил из своих соображений: раз Сталин был главнокомандующим, и ему причитается энное количество славы.

Это логика, выносящая за скобки мироздания кровь, страдания, загубленные жизни миллионов людей, но это - логика. В столкновении с эмоцией она едва ли способна выиграть. Она в данном случае и проиграла.

Митрофанов у "барьера", удивившись эмоциональному напору своего визави, пошутил: "А что, Сталин для вас все еще живой? Вы с ним, наверное, по ночам разговариваете?".

Не ведая, он, кажется, попал в точку. Генералиссимус, одетый в гранит, все еще живой и для тех, кто его ненавидит, и тем более для тех, кто его обожает.

Мифотворцы знают историю приблизительно, в общих чертах, но им больше и не надо

В чем разница меж теми и другими и насколько она велика, прояснилось на передаче у Светланы Сорокиной. Здесь вошли в соприкосновение другие силы. История в который раз попыталась отстоять свое достоинство в борьбе с мифологией. И надо признать, что ей это удалось благодаря в основном Андрею Смирнову и Мариэтте Чудаковой. Хотя им противоборствовал такой программный сталинолюб, как Александр Проханов. Он-то на этой полемике уже собаку съел. У писателя аргументация простая и легко усваиваемая: предъявляя вождю счет по части его страсти к смертоубийству, попробуйте счесть жертвы Тамерлана, Александра Македонского, Петра I, Ивана Грозного. Тут он почему-то попробовал обратиться к истории за подкреплением своего буйного мифотворческого красноречия. Мол, не является ли памятником жестокому тирану собор Василия Блаженного, возведенный после взятия Иваном Алексеевичем Казани.

Оказалось, что не является. В монолог вклинился Андрей Сергеевич Смирнов и напомнил, что Василий Блаженный был построен не во славу царя-изверга, а в память о русских людях, погибших под Казанью.

В том и дело, что мифотворцы знают историю приблизительно, в общих чертах, но им больше и не надо. Они мифами стараются подменить историю и ее реальных персонажей, они с мифами, как с хоругвями, идут в атаку на современность.

Легко ли быть царем Соломоном?

Насколько сложно эмоции перебороть логическими выкладками, настолько трудно превозмочь мифы посредством фактов, документов, рациональных аргументов. Николай Сванидзе своими "Хрониками" старается. Правда, тут одна закавыка: историк апеллирует к сознанию, а мифотворцы "работают" с подсознанием человека.

Но капля исторической правды и камень точит. И каменных хозяев подтачивает. Потому уже древние греки, осажденные со всех сторон воображаемыми богами и демонами и, казалось бы безнадежно замурованные в своем древнегреческом пространстве, позаботились о создании исторической среды, исторической надстройки над мифозданием. По ходу дела они поменялись местами: история стала базисом, мифология - надстройкой и бизнесом. В тоталитарных режимах мир опять переворачивается.

Все эти отвлеченные соображения легко переводятся в практический план не только в связи с нашествием сталинских клонов.

В последнем выпуске авторской программы Александра Архангельского "Тем временем" остро обсуждалась такая вроде бы чисто теоретическая проблема, как мирное сосуществование старой и новой архитектуры в Питере и в Москве.

Чем подкупает это сугубо культурологическое ток-шоу? Здесь идет разговор, в который включаешься не только эмоционально, но и интеллектуально. Чувства не закупоривают наши мозговые извилины и поры сознания. Как это бывает, например, в ток-шоу "Пять вечеров". У Архангельского в программе всегда остается место для подвига соразмышления. Сюда приглашаются, извините за выражение, хомо сапиенсы. К тому же не сильно истаскавшиеся в эфире.

Конечно, разговор об архитектуре требует определенного культурного кругозора. Так просто не встанешь на чью-либо сторону, будь то сторона авторитетного искусствоведа Алексея Комеча или квалифицированного юриста Михаила Москвина-Тарханова. Начинаешь чувствовать себя царем Соломоном: и тот прав и этот не совсем неправ.

У Комеча сугубо эмоциональный аргумент: "В Риме я чувствую себя гражданином тысячелетий... В Москве - гражданином столетий..." Ведущий Архангельский подхватывает мысль: "В Беляево - гражданином десятилетий?..".

А жить действительно каждому из нас хотелось бы на более или менее широком историко-мифологическом пространстве. Нам говорят: новые мифы придумает жизнь. Но она их довольно напридумывала. Как остроумно заметила эксперт программы Ольга Кабанова: "Москва уже давно стала похожа на лицо Майкла Джексона. Когда вы смотрите и думаете: вот это нечто новое, а вот это нечто отвалится. И вообще, не отвалится ли сейчас у него голова совсем, не выдержав такого количества пластических операций?".

Такие вот трудности у мифов в соприкосновении и во взаимодействии с суетной действительностью, у которой, впрочем, свои сложности, в чем мы могли убедиться, наблюдая, как пафосно и приторно чествовали живой миф нашего шоу-бизнеса - Аллу Пугачеву. Ну да это уже другая история, хотя и имеющая некоторое отношение к той, о которой здесь была речь.