"Виртуозы Москвы" отмечают 25-летие

Четверть века для музыкального коллектива - не молодость. За такие сроки естественным образом сменяются не только поколения исполнителей. Владимиру Спивакову удалось в свое время избежать участи короля Лира, когда основной костяк "виртуозов" рассыпался в годы испанской чужбины. Оркестр обновился за счет новых поступлений. И хотя в нынешнем составе "из бывших" играют только шесть музыкантов, брэнд "Виртуозов" остался прежним. Как и всенародная страсть.

Маэстро решил произвести на публику не меньше, чем фурор. Для решительного залпа был выбран "Антиформалистический раек" Дмитрия Шостаковича - убийственный шарж на риторику идеологов советского искусства.

Но прежде чем прозвучала кульминация - театральный выстрел Спивакова в затылок несогласному с трактовкой Шостаковича гражданину из партера (им оказался актер Евгений Миронов) - и взвился беспроигрышный канкан голоногих дам, укрывавшихся за пультами оркестрантов, Спиваков несколько раз подводил слушателей к захватывающим переживаниям, действуя, как искусный режиссер собственного действа.

Достаточно сказать, что избранная для начала программы симфония итальянского композитора ХVIII века Луиджи Боккерини, входящая в хрестоматийный репертуар "Виртуозов", имела подзаголовок "Дом дьявола". Правда, в ясных параметрах классического века о дьяволе в данном случае можно было вспомнить только на моторных, словно беснующихся пассажах, легко преодолеваемых оркестром. Следующим сюрпризом было выступление виртуоза Сергея Накарякова, французского музыканта из Нижнего Новгорода, заслужившего эпитет "Паганини трубы". Немыслимое по сложности соло в "Венецианском карнавале" Жана Батиста Арбана, состоящее сплошь из пассажей и двойных нот, он исполнил с аристократической легкостью. По замыслу маэстро, новым представителем российской виртуозной деятельности оказался и Денис Мацуев, исполнивший его же Фортепианный концерт N1. Концерт звучал по-мацуевски - с убойными каскадами аккордов и феноменально быстрых пассажей, и завершился "бисом" - визитной для московских музыкальных юбилеев джазовой импровизацией Мацуева на тему Happy Birthday.

Вот на этой жаркой точке концерта и вынесли красный советский стяг, украшенный профилем Сталина, и обтянутую бархатом трибуну. Музыкальный гротеск Шостаковича о некоем собрании в доме культуры оказался своевременным по отношению к нынешнему ренессансу старой советской идеологии, подразумевающей контроль над искусством. В своем "Райке" Шостакович вывел на трибуну ораторов под условными именами Единицын, Двойкин, Тройкин, подразумевая конкретных персонажей сталинского времени. Сергей Лейферкус, прибывший на юбилей "Виртуозов" из лондонского "Ковент-Гардена", вдохновенно сыграл этих безымянных персонажей, заострив музыкальные карикатуры Шостаковича реальным портретным сходством. Единицын-Сталин, снабженный трубкой, усами и кавказским акцентом, под мотив "Сулико" твердил ахинею про антинародных композиторов, которые по своей природе не могут не писать антинародную музыку. Тут же преображенный в Двойкина-Жданова, Лейферкус вкрадчиво объяснял собравшимся, что "мы требуем от искусства красоты и изящества", а Тройкин, обряженный в картуз, стуча кулаком по трибуне, требовал под разгулявшийся мотив "Калинки", чтобы "у нас усё было - и Глинка, и Чайковский, и Римский-Корсаков". Вот здесь-то и прозвучал убойный выстрел Спивакова, прикончивший прямо на месте возмущенного слушателя (Миронова), выволакиваемого из зала секьюрити. Борис Ельцин (настоящий) поддержал из ложи этого добитого демократа, а "Виртуозы" с упоением повторили "на бис" финал, украшенный голоногим канканом. Юбилей коллектива удался на славу. 21 апреля маэстро обещает еще один неформальный вечерок на территории Дома Музыки.