Регионам придется отчитаться за федеральные дотации

В 65 регионах введены единые социальные билеты для проезда льготников в общественном городском транспорте. Их цена в среднем составляет примерно 45 процентов от реальной стоимости и вполне доступна всем, кто захотел ими воспользоваться. Правда, таких оказалось не так много - всего 15 процентов. Остальные предпочли тратить деньги на другие радости жизни или платить за разовый билет по полной программе. Несколько позже министр транспорта Игорь Левитин уточнил, что даже предстоящий дачный сезон вряд ли увеличит продажу единых льготных билетов более чем в два раза. Но на то и провели реформу льгот, чтобы у людей был выбор. И они его сделали.

Другое дело, удалось ли предоставить всем льготникам (и федеральным, и региональным) равные условия. Вот с этим пока напряженно. В 11 регионах, например, в Ростовской, Рязанской и Сахалинской областях федеральные льготники покупают единые за деньги, а региональные получают их бесплатно. А в Камчатской и Пермской областях, в Коми-Пермяцком АО на льготные проездные установлены разные цены.

В 20 регионах у льготников вообще нет никакого выбора, поскольку здесь сохранена старая система бесплатного проезда. Все это, конечно, не от хорошей жизни. А от слабости региональных бюджетов, которые не в состоянии обеспечить своих доморощенных льготников такими же денежными выплатами, какие получают федеральные. Но и избранный путь, как мягко выразился Левитин, "не вполне оправдан". А если уж называть вещи своими именами, то и совсем не оправдан, поскольку с 2006 года всем этим регионам все равно придется встраиваться в общую систему. И чем дольше они это оттягивают, тем больше проблем себе наживают. И ко всему прочему рискуют лишиться помощи из федерального бюджета.

А это достаточно приличные деньги. В первом полугодии "на выравнивание транспортной доступности" из федерального бюджета регионам будет выделено свыше 4 миллиардов рублей, более половины этих средств уже перечислены. Это по сути компенсация транспортным предприятиям за "недоплаченные" льготные единые, за то, что не все льготники предпочли потратить свои ежемесячные денежные выплаты на проезд. "Но далеко не все регионы, - сказал Александр Жуков, - имеют ясное и точное представление, как они будут использовать эти средства".

Затем уточнил, что лишь 50 процентов выделенных бюджетных денег дошли до транспортников: "Тогда как реформа направлена на то, чтобы существенно улучшить работу муниципального транспорта, обновить парк и повысить доступность транспортных услуг, в первую очередь для льготных категорий граждан".

В скором времени регионам придется отчитываться за федеральные дотации. И там, где не введены единые проездные билеты, не налажен учет проезда льготников, сделать это будет довольно трудно. Судя по тону, которым разговаривал Левитин по селектору с такими регионами, никакие "объяснения на пальцах" его не устроят. Деньги выделялись из расчета по 50 рублей в месяц на одного федерального льготника, вот и, будьте добры, показать статистику, сколько вы их перевезли за это время. Нет статистики? Не будет и дотаций.

Еще суровее ожидается "разбор полетов" с теми регионами, которые "прижимают" федеральные дотации. По данным минтранса, более 40 процентов выделенных правительством средств оказались неиспользованными или осели в резервах регионов. И на примере Иркутской области министр продемонстрировал, каким жестким может оказаться этот разговор: "Бюджетные деньги первого квартала вами до сих пор не использованы. Тогда как за счет федеральных дотаций можно гасить убытки транспортных предприятий, обновлять парк машин. Но вы привыкли все распределять, конкурсы устраивать - кому дать, кому не дать. Это недопустимо".

Эмоциональность министра можно понять. Его волнует, как он выражается, "экономика муниципального транспорта". Эти предприятия - в долгах как в шелках. И реформа льгот дала им реальный шанс выскочить из долговой ямы, начать покупать новые автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси. На старых машинах конкурировать с частниками - пустая затея. А те уже серьезно потеснили с маршрутов муниципальный общественный транспорт. И если не предпринимать никаких мер, то вместе с муниципальными автобусами исчезнет и льготный проезд. Частников не так просто заставить возить ветеранов за полцены. А, став монополистами на дорогах, они такую компенсацию могут заломить, что ни один бюджет не выдержит.

Справка "РГ"

В Уральском федеральном округе транспортным предприятиям направлено 81,1 процента средств, поступивших из федерального бюджета.
В Северо-Западном федеральном округе - 73,2 процента.
В Сибирском федеральном округе - 66 процентов.
В Южном федеральном округе - 59,6 процента.
В Центральном федеральном округе - 49,5 процента.
В Дальневосточном федеральном округе - 45,4 процента.
В Приволжском федеральном округе - 45,3 процента.