Старые мастера еще борются с "цифрой", говоря о достоинствах черно-белой фотографии, печать которой стоит в десять раз дороже цветной, а на подходе уже фотографии с мобильника.
Именно им посвящена выставка "Актуальная мобилография", открывшаяся в Московском доме фотографии. Уже и фотоаппарат не нужен - смотри в мобильник, делая вид, что набираешь номер или сочиняешь SMS-ку, а сам снимай все, что нравится.
Конечно, в акции, устроенной в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии-2005", есть доля рекламы. Модным актуальным художникам - Кулику, Мамышеву-Монро, Файбисовичу, Инфанте, Звездочетову, Макаревичу, Шабурову - раздали по мобиле и сказали: "Снимайте!" После чего увеличили фотографии до выставочных размеров и повесили на стены.
Получилось забавно. Каждый даже в технически невиданном деле выступил вполне узнаваемым: Мамышев - в виде Монро, Кулик - в чем-то болотно-животном, Инфанте - в геометрии на снегу и т.д. Только Семен Файбисович ругался изо всех сил. Его, участника, даже на выставку не пригласили, узнал случайно. И картинку плохо напечатали. Художник хотел, чтобы все "пиксельные" квадратики остались видны при увеличении - этакий старый добрый пуантилизм в рамках новейшей техники, а все получилось смазано, как при застойном импрессионизме.
Мнения зрителей разделились. Режиссер Тофик Шахвердиев не понимал, почему нельзя подождать лет пять, пока техника фотографии с мобильника достигнет совершенства, а надо устраивать демонстративную акцию типа "на заре фотоискусства". Другие ценители были более снисходительны, разглядывая крупнозернистые изображения лиц, телеэкранов и всяческих дурачеств, которые приходят в голову обладателям мобильников. Фантазии человека не успевают за даруемыми ему техническими возможностями. Это не беда. Были бы возможности, а желания возникнут, обретя свои обычные формы зрелой эстетики.
Между тем фестиваль "Мода и стиль в фотографии", подойдя к своему концу, ловко продемонстрировал вектор направленности в неведомое, но предчувствуемое будущее.
Художник, вооруженный мобильником как орудием производства прекрасного, выглядит непривычно - как, впрочем, и должен выглядеть художник. Звезды шоу-бизнеса не только фотографируются, но и фотографируют сами, вызывая тем больший ажиотаж. Неслучайно в рамках фестиваля особой популярностью пользовалась фотовыставка Бари Алибасова.
Техника фотографии идет в толпу. Предельный демократизм совпадает с предельным же аристократизмом - весь мир оказывается достойным мгновенного фото. Важно лишь место, где ты оказался и кто ты такой. Средства массовой информации застыли перед революционным переворотом. Тексту вполне довольно роли комментария к визуальной образности. Зачастую и впрямь лучше раз увидеть. Тем более в условиях Всемирной сети, когда увидеть можно сразу все и сразу всем.
Революция мультимедийного искусства, о которой столько говорила Ольга Свиблова, свершилась! А мы и не заметили.