Для того чтобы принять Конституционный Акт, необходимо внести поправки в Конституции и России, и Беларуси. Тогда он станет действительно Основным законом для граждан наших стран-соседей на переходный период, обретет подлинную правовую силу. К сожалению, в нынешних спорах юристов, экспертов, парламентариев нередко звучат крайние суждения. Дескать, где золотая середина? Можно создать союзное "надзаконодательство", подавляющее национальные правовые системы. А можно делегировать Союзному государству символические полномочия, но тогда и общая наша страна будет символической, декоративной. Консенсус пока не найден.
Одно из объяснений, почему так долго идет работа над проектами Конституционного Акта, - их создатели избегали выходить за рамки Основных Законов России и Беларуси. Мотив: внесешь поправки - они потянут за собой другие. Немало копий сломано в дискуссиях, каким будет устройство Союзного государства - федерация или конфедерация. Не пострадает ли белорусская бизнес-элита, ее собственность в случае объединения, как будет проходить ротация главы Союзного государства? Вопросов много, а ответы, решения должны быть несиюминутными, мудрыми.
Не случайно сегодня в ходу четыре проекта Конституционного Акта. Если на Высшем Госсовете обновленный список совместной комиссии будет утвержден, в чем сомневаться не приходится, то этой высококвалифицированной команде и карты в руки. Задача - не допустить, погасить в зародыше войну законов и противоречий между национальными и союзными парламентами, продумать процедуры взаимодействия, разделения полномочий, в итоге обеспечив нормальное, а значит, эффективное правовое сотрудничество.
Впрочем, принятие Конституционного Акта в нынешнем году просто не реально. Процедура прохождения его проекта весьма длительная и многоступенчатая. По предложению членов ВГС, сначала проект направляется в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России для одобрения. Затем президенты наших стран передают его в национальные парламенты, и уже только после вердикта депутатов можно говорить о вынесении документа на референдумы.
Как ни раскладывай по полочкам процедурные действия, надо иметь для начала в "сухом остатке" сам документ. Однако пока единого, согласованного, всех устраивающего проекта Конституционного Акта нет.
Несколько лет назад на совещании, где обсуждалась подготовка проекта Основного закона Союза, я задал вопрос одному из авторитетных членов рабочей группы: а что, создание Конституционного Акта - действительно такая уж многотрудная и долгая работа? Ответ запомнил на всю оставшуюся жизнь: "Будет команда - за ночь сделаем!"
Работать без директив у нас в Отечестве пока не могут. И все же уверенность моего собеседника вселяла веру: трудности преодолимы. Надо - сделаем! Да, много споров у экспертов вызвал вопрос о соотношении суверенитетов - как суверенитеты России, Беларуси и Союзного государства будут соотноситься? В нескольких вариантах предложена статья и о руководстве Союзного государства: Высший Госсовет, президент, вице-президент, сопрезидентство... Очевидно, решение о полномочиях союзного парламента будет принято в окончательном виде после определения предметов исключительного и совместного ведения Союзного государства.
Причина, сдерживающая продвижение Конституционного Акта в жизнь, упирается еще в один барьер. Его можно свести к короткому тезису: руководители не хотят или не знают, как поделиться властью. Тут мешают и исторические "традиции" - держаться за кресло до последнего издыхания, и неприятие, а то и отторжение демократических правил игры во властных структурах. Тут для нас еще сплошная "терра инкогнита", и никакие ссылки на опыт Евросоюза не помогут. Мы всегда шли своим путем.
Так что поводов для дискуссий и принятия окончательных решений еще немало. Главное - сегодня продемонстрирована политическая воля, вселяющая надежду на дальнейшее успешное союзное строительство. Тормоза на пути подготовки Конституционного Акта сняты. На недавней встрече в Сочи Владимир Путин и Александр Лукашенко подтвердили: работа над Конституционным Актом будет продолжена.
Договариваться экспертам в Москве и Минске придется. Но наверняка не за одну ночь. Многие спорные позиции в союзном строительстве и, в частности, затянувшаяся работа над созданием Конституционного Акта связаны не с юриспруденцией, а скорее со сферой большой политики. Теперь импульс дан.
И последнее. Думается, прав профессор Могилевский, утверждая в своей статье: власть одного лица в нашем обществе не заменяет властную структуру, и наоборот. Все мы - участники и наблюдатели процесса - понимаем: окончательное слово остается за нашими народами, которым предстоит проголосовать "за" или "против".