Верховный Суд о штрафах
Пленум Верховного Суда объяснил, как разбирать дела об административных правонарушениях ("РГ" N 80 от 19.04.2005). Это сделано для того, чтобы в разных субъектах Федерации было единое понимание Кодекса об административных правонарушениях и его применении.
Пленум, в частности, констатировал, что законом какого-либо субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, если такая ответственность уже есть в законе страны. Судьям разъяснено, что если международным договором предусмотрены другие правила, чем нашим законодательством об административных правонарушениях, то в этом случае применяются нормы международного права.
В материалах пленума подробно расписаны действия судьи на таком процессе, прокурора, защитника, свидетеля и других участников процесса. Сказано, как опротестовывать решение, вынесенное судьей.
Конституционный Суд о прожиточном минимуме пенсионера
Пенсионерка П. Енборисова обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой, что ей установлена трудовая пенсия по старости ниже уровня прожиточного минимума, что противоречит Конституции РФ. В определении Конституционного Суда ("РГ" N 81 от 20.04.2005) говорится, что в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" минимальный размер трудовой пенсии по старости (в качестве этого правового института КС определяет общую сумму базовой и страховой частей пенсии) "в совокупности с иными видами социального обеспечения и с учетом применения механизма своевременной индексации пенсионных выплат был бы во всяком случае не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации". То есть речь идет об учете всех видов социальной поддержки, которую получает пенсионер. Если он, например, относится к льготной категории, то помимо пенсии получает ежемесячную денежную выплату, пакет социальных услуг, который тоже имеет вполне конкретное стоимостное выражение. Малообеспеченные граждане имеют право на получение жилищных субсидий - это тоже один из видов государственной социальной поддержки. При этом не важно, из какого источника человек получает поддержку - из федерального либо регионального бюджета. Если все виды оказываемой ему помощи перевести в денежное выражение, добавить размер пенсии - в результате выйдет некая сумма, ежемесячно получаемая гражданином от государства. Именно эта величина, как определил Конституционный Суд, и не должна быть меньше регионального прожиточного минимума пенсионера.
Тем не менее в Определении Конституционного Суда содержится важное послание к законодателям: суд указывает, что "в процессе реформирования системы социального обеспечения федеральному законодателю надлежит гарантировать... такую величину пенсий по старости, которая в совокупности с иными мерами социальной поддержки позволяла бы им удовлетворять минимальные естественные надобности..." Собственно, задача постепенно довести до величины прожиточного минимума размер базовой пенсии, которая стоит перед нашей пенсионной системой, вполне соответствует этому выводу Конституционного Суда.
Сейчас правительство Российской Федерации работает над тем, чтобы к 2008 г. увеличить размер трудовой пенсии еще в 2 раза. С 1 марта 2005 г. базовая часть трудовой пенсии по старости не может быть менее 900 руб., а если пенсионер достиг 80-летнего возраста или признан инвалидом, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1800 руб. К этим минимальным значениям надо добавить еще страховую часть пенсии, величина которой зависит от прошлого заработка.