Идеологи этой точки зрения полагают, что такой закон помешает распространению рекламы в сети Интернет. Вместо этого нужны доступные программы, которые каждый пользователь персонального компьютера может легко установить на ПК и которые будут ограничивать поступление нежелательной информации. Говорилось и о том, что "нужна пропаганда таких программ".
Противники обнаружились сразу, да они и не скрывались, поскольку дискуссия о спаме идет не первый год. Немудрено: спам в прошлом году нанес российскому Интернету ущерб порядка 200 миллионов долларов (к слову, американцы потеряли за год миллиард).
Убытки считали прежде всего рядовые пользователи, которые платят за трафик (объем скачанной из сети информации) или за время пребывания в сети. В том и другом случае им приходится тратить или трафик, или время на то, чтобы перегонять себе на компьютер совершенно не нужные им письма.
Если достала реклама по ТВ, можно переключить канал. Если не нравится реклама в газете - не читай, тем более что закон ограничивает число рекламных материалов в нерекламных газетах, защищая тем самым право читателя получать то, за что он платит, то есть информацию, а не только то, за что заплатили редакции, то есть рекламу. Порок спама в том, что потребитель платит за него всегда.
За время подготовки этого материала (около часа) один из авторов получил на свой ящик три спама. Как спамеры узнают наши адреса? Дело давно поставлено на поток, Интернет шерстят особые программы-"роботы", выискивающие адреса. Зашел в форум, оставил свой адрес - держись. Имеешь, не дай бог, собственный сайт с адресом - будь готов. И даже просто если ваш адрес принадлежит к "кусту" корпоративных адресов, то стоит одному вашему коллеге "засветиться" в сети, спамеры без труда получают доступ ко всем адресам "куста".
Считается, что за спам могут наказать. Реально такого не случалось ни разу. Хотя, казалось бы, чего проще - взять за грудки фирму, которая распространяет свою рекламу, показательно ее высечь, вот и другим неповадно будет. Но "высечь" не получается - нет закона, более того, фирмы-спамеры вполне открыто предлагают свои услуги по "очень дешевой и эффективной" рекламе в сети. Интересно, что в дураках оказываются и сами рекламодатели - потребитель вычищает рекламные письма, потому что не верит, что таким путем ему могут предложить какой-то путный товар.
Наказать спамеров по закону призван законопроект, общественные слушания которого проходят сейчас в Думе. Подобные законодательные ограничения введены в ряде европейских стран. Идеология законопроекта проста: провайдеры должны выгонять спамеров, лица, рассылающие письма (хотя реально это делают те же "роботы"), - лишаться прав обслуживания у провайдера, а за рассылку могут наказать так, как за расклейку объявлений в метро.
Противники этих строгостей уверяют, что такие ограничения повредят сети. Они уповают на особое программное обеспечение. Им возражают, что такого программного продукта в принципе не может быть, как не создадут никогда идеальной антивирусной программы или идеального сейфа. Зато при государственном одобрении такого подхода фирмы, объявившие о создании подобных продуктов получат неплохой "кусок бизнеса", что, как отмечают эксперты, еще жестче деформирует рынок интернет-услуг.
Оппоненты напоминают, что борцов с вирусами самих подозревают в разработке новых вирусов. Во всяком случае известны эпизоды, когда опытные пользователи ловили антивирусные программы на том, что те сами генерируют ложные сообщения о вирусах и гордо сообщают пользователю, что вирус был задушен еще на подступах к компьютеру. Вырисовывается, говорят они, аналогичный альянс между спамерами и борцами со спамом.