Иными словами, в Воронеже и многих районных центрах, где наблюдается оживленное автодвижение, по-прежнему превышены предельно-допустимые нормы загрязнения воздуха за счет автомобильных выхлопов. Само безобразное и опасное для человека состояние атмосферы – конечно же, в областном центре. Санитарные врачи твердят об этом постоянно, но все слова и распоряжения отскакивают, как горох об стенку.
Воронежу стало значительно хуже, когда с центральных улиц исчезли трамвайные линии. Меньше стало и троллейбусов. Зато количество частных пассажирских автобусов по сравнению с 2003 годом возросло в 2,7 раза! И число маршрутов резко увеличилось: по проспекту Революции, к примеру, движутся автобусы 53-х маршрутов, а по Московскому проспекту – 61-го. Потому и в квартирах домов, стоящих на оживленных проездах, как в заводских цехах. К тому же, всем известно, что большая часть транспорта поступила к нам в город в весьма подержанном состоянии. А поскольку проезжая часть городских дорог становится год от года только хуже, то и с автобусами случилось ожидаемое: они медленно, но верно они превращаются в откровенную рухлядь. А извечная спешка водителей, мчащихся наперегонки с конкурентами по колдобинам и ямам, делают проезд в них и вовсе опасным.
Но коллегию территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по области, в первую очередь, волнует рост болезней, впрямую связанных с загрязнением окружающей среды. Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, в прошлом году составил 1,34 процента. Вывод санврачей: в условиях химического загрязнения воздуха проживает более четверти населения области, а сам грязный воздух увеличивает риск заболеваний, связанных с канцерогенами, на 88 процентов.
Можно ли сделать что-то реальное, чтобы изменить ситуацию – при узких улицах, их малой пропускной способности, при интенсивном движении транспорта и крайне низком качестве дорожного покрытия? Оказывается, можно. В числе мер, что не требуют больших затрат, можно назвать организацию равномерного движения маршруток, перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива, применение каталитических фильтров. По силам и создание двухъярусных лесозащитных полос, соблюдение водителями красных линий от дорожного полотна, благоустройство площадок разворота, комплексные схемы АЗС на территории с учетом отвода площадок под стационарные газозаправочные станции, и другое. Из затратных предложений на первом месте – закупка новых троллейбусов, качественный ремонт проезжей части дорог. Удовольствие, конечно, недешевое – но здоровье, как ни банально это звучит, дороже.