Бенедикт XVI: временщик или рабочая лошадка?

Шампанское Асти спуманте, мороженое на десерт и холодная телятина с супом - так выглядело меню традиционного ужина, посвященного началу понтификата Бенедикта XVI.

Присутствовавшие на трапезе кардиналы по одному подходили к теперь уже бывшему своему коллеге, кардиналу Ратцингеру, ставшему Папой Бенедиктом XVI, с пожеланиями успеха. А одним из наиболее распространенных тостов было пожелание понтифику крепкого здоровья. Как утверждает личный биограф нового главы Ватикана Джон Ален, несмотря на преклонный возраст - в прошлую субботу Бенедикту XVI исполнилось 78 лет, он достаточно редко болеет. Что, впрочем, не исключает обычных недугов, свойственных людям его возраста.

Временщик или рабочая лошадка?

Способен ли Бенедикт XVI решить те многочисленные задачи, которые достались ему в наследство от прежнего понтифика? Кто он - новый Папа?

Вариант первый - Кардинал волей судьбы и на достаточно ограниченное время примеривший папские одежды. Переходная фигура, которая позволит другим "кланам" Ватикана поднакопить силы для следующего конклава. Одним словом, временщик. Вариант второй - "рабочая лошадка", который, провозгласив себя ближайшим сподвижником покойного Иоанна Павла II, намерен довести до конца начатые тем преобразования. А также сдвинуть с мертвой точки решение многочисленных проблем, стоящих перед католической церковью. Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Возможно и то, и другое.

Последние несколько дней Ватикан активно стремится развенчать сложившиеся в обществе стереотипы о Бенедикте XVI как о консерваторе, неспособном к каким бы то ни было переменам и самостоятельным решениям. В ход пошли воспоминания людей, хорошо знавших нового Папу. Те говорят о высокой эрудированности главы католической церкви - понтифик знает несколько иностранных языков и его гуманистических качествах.

Основная цель Ватикана - доказать, что Бенедикт XVI не будет копией своего предшественника. Но в то же время разделяет точку зрения Иоанна Павла II по ключевым вопросам.

Однако вольно или невольно выбрав имидж "хранителя традиций" католической церкви, Бенедикт XVI по сути серьезно ограничил свои возможности в качестве потенциального реформатора. Между тем речь идет не столько о необходимости пересмотра основополагающих католических догм - на это новый понтифик никогда не пойдет, сколько о давно назревшей оптимизации, если говорить бизнес-языком, системы управления католической церковью. Это вопросы, связанные с децентрализацией папской власти, нехваткой священников и преодолением внутренних конфликтов.

Немец или понтифик?

К числу наиболее острых и одновременно наиболее злободневных задач, которые предстоит решать предстоящему понтификату, относятся продолжение межрелигиозного диалога и примирение с православием.

Покойный Иоанн Павел II посещал римскую синагогу и дамасскую мечеть, а также проводил межрелигиозные встречи.

Однако, по мнению аналитиков, ультраконсервативная часть католической церкви сегодня пытается помешать дальнейшим контактам между религиями. Готов ли к продолжению межконфессионального общения Бенедикт XVI - большой вопрос. До сих пор в своих выступлениях он избегал упоминаний о таком диалоге, ограничиваясь призывами к сотрудничеству между христианскими церквями.

Что же касается того, как сложатся при новом понтификате отношения между Святым престолом и Православной церковью, то на этот счет существуют прямо противоположные мнения. В одном из своих последних интервью Святейший Патриарх Алексий II говорил о "взаимном сближении и даже совпадении позиций православных и католиков по многим вопросам, стоящим перед современным миром". Патриарх считает, что Ватикану следует отказаться от политики прозелитизма - целенаправленного обращения в свою веру, которую Святой престол проводит на территории России и других стран Содружества Независимых Государств. В этом случае взаимодействие между церквями станет более эффективным.

Между тем немецкий журнал "Шпигель" утверждает: в приватных беседах православные иерархи скептически оценивают перспективы такого партнерства. Они говорят о том, что пастыри, как и большинство членов российской католической общины, - поляки, чьи симпатии к России традиционно невелики. По мнению сотрудника Секретариата по межхристианским связям Московского Патриархата Игоря Выжанова, "если новый Папа стремится наладить диалог с Православной церковью, то ему следует убедить католических сановников не проводить в России собственную политику и не добиваться своих целей любой ценой, не думая о последствиях". Однако пойдет ли на этот шаг один из сторонников активного миссионерства, теперь уже бывший кардинал Ратцингер, также остается вопросом.

Кстати

Профессор Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев считает, что в период понтификатства Бенедикта XVI миссионерская деятельность католиков в России существенно снизится. "Польское и немецкое католичество - это разные вещи, - убежден Кураев. - После Второй мировой войны у немецких католических епархий сложилось трепетное отношение к России". Поэтому, по его мнению, "чувство верующего немца к России совсем не то же самое, что чувство поляка, для которого Россия - символ агрессии". Кураев уверен: новый Папа будет куда более осторожен и аккуратен в своей восточной политике.