Ожидания, особенно после украинского прессинга на королей бензоколонок, возросли настолько, что любое телодвижение власти в этом русле воспринимается как начало перелома ситуации.
Не обманывает на этот счет и статистика: почти 90 процентов россиян требуют от государства решительных действий. В самом деле если в 2003 году цены выросли на 16 процентов, то в прошлом году вдвое - на 33. Так что дружно прогнозируемый рывок образца 2005 года (10-20 процентов) стартует с чрезвычайно высокой отметки. Если же учесть, что в цене всех товаров расходы на транспорт составляют не менее 15 процентов, то эксперты прочат мощный инфляционный удар по кошелькам. О дальнейших действиях антимонопольщики пока не говорят. Известно лишь, что свой анализ по ценовому поведению 10 компаний-монополистов ФАС представит в правительство во второй половине мая.
Досье "РГ"
Запрос ФАС направлен в компании "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз", ТНК - БП, "ЮКОС", "Роснефть", "Татнефть", "Альянс", "Башнефть" и "Славнефть". Срок ответа - 10 мая 2005 года.
Инициатива ФАС оказалась еще более заметна на фоне явной неудачи по выработке "противоядий". "Парламентский час", назначенный на 13 апреля, на котором ожидалось объявление программы действий, по сути вылился в перечисление возможных мер.
Преобладали многократно откатанные в ходе прежних "мозговых штурмов": пустить на рынок запасы Госрезерва, создать биржи нефтепродуктов, снизить акцизы на бензин. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не стал мудрить: необходим административный запрет на цены нефтяных компаний выше уровня инфляции.
Но очевидно, что для "потрошения" Госрезерва нужно политическое решение, да и не факт, что его объемы достаточны для гашения ценовых скачков по всей стране. А биржевая торговля в условиях фактически монопольного раздела российского рынка будет не более чем экзотикой. Что до административных запретов, то они неизбежно войдут в "клинч" с рыночными реалиями. На фоне же политических импульсов либерализма и гарантий для бизнеса, данных президентом в его ежегодном Послании, вероятность волевых решений в духе украинского премьера Юлии Тимошенко и вовсе стремится к нулю.
Между тем общество никак не устраивает имитация борьбы с нефтяными сговорами. Тем более что власть, похоже, наконец-то определилась с причинами бесконечной ценовой гонки. На недавнем "Деловом завтраке" в "Российской газете" заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов был категоричен: "Проблема лежит исключительно в сфере злоупотреблений доминирующим положением на рынке нефтяными компаниями". "Если государство и дальше будет допускать сговоры и диктат монополий, рыночной свободы не видать", - резюмировал замминистра. Стоит отметить, что "лед тронулся": незадолго до тех самых парламентских слушаний Герман Греф сообщил журналистам, что "не чувствует ценового сговора", а цены растут вслед за мировыми ценами на нефть.
Попутно Андрей Шаронов опроверг и популярный контраргумент нефтяников о том, что корень зла - увеличение налоговой нагрузки. "Это не главный фактор". Кроме того, наш бензин никто за рубежом не покупает, а значит, и экспортная пошлина на нефтепродукты на цену влиять не может.
Остается версия сговора, о которой много говорил уже в прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев. Именно версия, ведь нынешний Закон об антимонопольной деятельности делает практически невозможным доказывание в суде таких соглашений. Ведь торговцы никаких уличающих бумаг не подписывают. Из десяти заведенных дел только в Ставропольском и Красноярском краях удалось по суду доказать факт сговора "дочек" нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС". Итогом годовой судебной тяжбы против ставропольских "заговорщиков" стал штраф 500 тысяч рублей в пользу казны и пострадавших автомобилистов. Слону дробина. Неприятно, но не более того.
Надежды возлагаются на новый антимонопольный законопроект, дающий ФАС значительно более широкие полномочия, в том числе право налагать огромные "оборотные штрафы". Однако в марте он так и не был внесен, как было запланировано, в Госдуму. Крупный бизнес фактически разгромил его на слушаниях в минэкономразвития, и он был отправлен на кардинальную переработку. Какие "боевые качества" потеряет это потенциально грозное оружие после путешествий по коридорам власти - остается только гадать.
Зато нынешний "антиценовой" арсенал ФАС эксперты оценивают единодушно скептически. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил "РГ", что требование ведомства Игоря Артемьева к десяти игрокам нефтяного рынка - не более чем сбор информации, чтобы разобраться в происходящем: "О планах действий пока речь не идет. Да и, к сожалению, руки у ФАС связаны. Это собака, у которой нет зубов". Впрочем, эксперт не уверен, что цены на бензин действительно вырастут в ближайшие месяцы на 10-20 процентов: "Если государство не вмешается - цены будут расти, но точный прогноз невозможен. А для того чтобы напугать людей, можно называть любые цифры".
Напомним, что пока испробовано лишь одно политическое решение, и только один раз. В декабре прошлого года президент Владимир Путин попросил главу "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова снизить цены на бензин, что и было сделано. Примеру последовали другие компании: ТНК-БП и "Сибнефть".
Кстати, крупные компании практически не повышают розничные цены и в этом году, но вот оптовые выросли за четыре последних месяца почти на 50 процентов. Это значит, что мелкие и средние торговцы, которые не входят в "большую десятку", оказались не в состоянии конкурировать с гигантами. Следовательно, "градус" монополизма на рынке еще более повышается.
Кстати, "оранжево-революционные" меры украинской "железной леди", вынудившей российские компании снизить цены ради того, чтобы не быть изгнанными с украинского рынка, могут побудить наших нефтяников к тому, чтобы наверстать "упущенную выгоду" на родине. Значит, новый скачок потребительских цен? А борьба с инфляцией с помощью укрепления рубля сверх разумных ограничений чревато проблемами для многих отраслей экономики. Пока приходится признать, что рецепт против "бензиновой лихорадки" не найден, и вполне - в отсутствие политической воли власти - может повториться ценовая круговерть 2004 года.
Между тем
Цены на бензин с 11 по 17 апреля выросли на 0,9 процента по сравнению с предыдущей неделей и на 18 апреля составили 13,93 руб. за литр, как сообщил вчера Росстат. Цены на бензин марки А-76 выросли на 0,8 процента - до 12,56 руб., на бензин марки АИ-92 - на 1 процент, до 14,56 руб. за литр.