А если бы Шаламов дожил до 60-летия Победы и посмотрел бы экранизацию своего рассказа...
Едва прозвучала мысль президента о необходимости обеспечить доступ в эфир отечественного ТВ представителям всех политических сил, как уже в ближайшем выпуске передачи "К барьеру!" мы смогли увидеть после долгого перерыва Валерию Новодворскую. Она сражалась с "Родиной" в лице Михаила Маркелова, представителем другой обижаемой на телевидении политической силы. На следующий день в программе "Основной инстинкт" довелось увидеть двух дам из другой обделяемой эфиром фракции - КПРФ - Астанину и Савицкую. Они на морально-нравственном фронте сражались с телеведущими Андреем Малаховым, Еленой Хангой и Ксенией Собчак непосредственно за Родину.
Еще один телеведущий Александр Гордон в программе у Михаила Швыдкого стоял на том, что хорошо бы закрыть окно, прорубленное Петром в Европу, - уж больно сквозит и нехороший дух оттуда идет на протяжении нескольких веков.
Забавно смотрелось документальное эссе Александра Иванкина "Гитлер - архитектор Апокалипсиса", представившее важный эпизод мировой истории в сослагательном наклонении. Что было бы, если бы демобилизовавшийся ефрейтор Шикельгрубер не срезался на вступительных экзаменах в Венскую Академию художеств, а поступил бы в нее... Что было бы, если бы он напал на Англию, а не на СССР... И т.д. Это все размышления для размышлений.
Сражения и соображения во всех случаях носили в основном философский характер. Попытка, например, госпожи Собчак как-то узнать, в чем ее конкретная вина перед российскими телезрителями, кончилась практически ничем. Ее оппонентки ничего не смогли ответить, кроме как бросить в нее обидным словом "содержанка". Девушка за своим словом в карман не полезла. Она популярно объяснила, что работает с утра до вечера, много зарабатывает и платит большие с этого дела налоги, на которые содержатся еще и члены Государственной Думы Астанина и Савицкая. Так что неизвестно, кто из них троих больше подходит под определение "содержанка".
На меня эта полемика, признаться, произвела сильное впечатление. Я подумал про Ксению: вот неисчерпанный ресурс нашего ТВ. Человека с такой наружностью и с таким гражданственным темпераментом грешно держать в черном теле развлекательного дециметрового канала ТНТ, где она играет роль жилетки, в которую плачутся юные обитатели "Дома" за номером 2. Ее бы почаще в политические ток-шоу звать, где бы она смотрелась не хуже Хакамады и Новодворской. Уж она, смею выразиться в сослагательном наклонении, выступая за команду либералов против команды "родинцев" в последнем выпуске "Барьера", не проиграла бы с таким разгромным счетом, как это вышло у стойкого оловянного солдатика либерализма Валерии Ильиничны.
Поражение было прискорбным. Тут, конечно, многое предрешило поле, на котором случилось сражение. Не правое это дело оправдывать, хотя бы и косвенно, латышских стрелков, сражавшихся на стороне Гитлера. Конечно, и рефери Владимир Соловьев был не объективен. Но главное, что предопределило катастрофу, - аргументация госпожи Новодворской, приевшаяся еще в советские времена.
Раньше, если надо было скомпрометировать позицию ортодоксального коммуниста, то защищать ее звали всегда на все готового Виктора Анпилова. Нынче, если кому-то потребуется представить в невыгодном свете сторону правых, то немедленно кличьте либерал-фундаменталистку Валерию Новодворскую.
Если кто-то хотел бы специально поставить под сомнение прозу большого русского писателя Варлама Шаламова, то вернее, чем это сделали авторы экранизации "Последний бой майора Пугачева", и представить себе трудно. Ладно, была бы просто халтура, а то ведь приметы старания создателей сериала видны. Исполнитель главной роли артист Игорь Лифанов в одном из интервью рассказал, с какой героической самоотверженностью в лесах Белоруссии в условиях 25-градусного мороза снималась картина. Да еще в столь сжатые сроки - за 2 месяца вместо 5-6, которые обыкновенно отпускаются на подобный метраж.
Героизму создателей я готов поверить. А вот чувствам героев - не получается. Оттого и откровение, что в рамках Великой Отечественной Сталин продолжал свою гражданскую войну против собственного народа, прозвучало как публицистическая декларация.
Осенью с впечатляющим рейтинговым триумфом на наших телеэкранах прошел сериал "Штрафбат". На волне этого успеха, да еще к славной дате, видимо, и захотелось сделать что-нибудь подобное по материалу, по настроению, по идейным мотивам. Подобие есть. Но чтобы Шаламов смотрелся калькой с чего бы то ни было... Он этого не заслужил.
Примеров, надо заметить, невольной компрометации не меньше, чем сознательного искажения. Рыночная конъюнктура, случается, убивает благие намерения на корню с такой же бесповоротностью, что и конъюнктура идеологическая.
Тому свидетельство сериал "Звезда эпохи". Впрочем, здесь "компрометация" носит вполне сознательный характер. Невооруженным глазом видно, что режиссер Юрий Кара рискнул снять сливки и пенки с трагической судьбы известной актрисы Валентины Серовой. Получилась история экзальтированной девушки без характера, у которой Небо отняло одного принца (Летчика), а на Земле племенной Вождь советского народа разлучил ее с другим принцем (Генералом), после чего она и спилась, несмотря на обожание со стороны миллионов поклонников таланта Актрисы и ее брак с большим Поэтом.
Родственники Актрисы и Поэта протестовали еще до выхода сериала в эфир, но добились только того, что авторы поменяли по буковке в фамилиях главных героев. Серова в фильме - Седова. Симонов - Семенов. Рокоссовский - Родоновский. Родственники Сталина, Берии, Бунина и еще нескольких известных актеров и актрис не возразили, и потому на экране эти персонажи живут под своими фамилиями.
Дело ведь не только в том, что авторы вольно обошлись с чувствами исторических прототипов своих звездных героев и теми обстоятельствами, которые им сопутствовали. Конечно, они имели право на сослагательное наклонение в их изложении. Дело, по большому счету, в другом. А именно в том, что авторы художественного произведения позволили себе быть поверхностными.
Я мог бы долго рассуждать на тему, какая трагедия кроется в судьбах и Серовой, и Симонова, и Рокоссовского, если бы уже не была снята и показана по телевидению документальная лента Галины Долматовской "В.С. возлюбленная солдата". В ней-то как раз и сказано самое потаенное о Валентине Серовой и ее Эпохе: не брак с Поэтом обернулся самым большим несчастьем для Актрисы, а пожизненный ее брак с мифом о себе и об Эпохе.